В речах политиков мы часто слышим отсылки к ценностям свободы и равенства или, наоборот, к «традиционным ценностям». Далеко не всегда понятно, что именно имеется в виду, но каким-то образом эти сообщения находят своих адресатов и вызывают у них те или иные эмоции. Иногда ценностные разногласия приводят к нешуточным конфликтам и даже насилию. Когда же ценности совпадают, очень разные люди оказываются заодно. Что представляют собой эти абстрактные ценности и почему они вызывают столько эмоций? Как они формируются? На что они влияют и можно ли ими манипулировать? «Психология ценностей» дает ответы на эти вопросы.
Книга представляет собой энциклопедию по исследованиям базовых ценностей в психологии. Насыщенный текст содержит результаты сотен эмпирических изысканий. В то же время они изложены понятным языком, без использования сложных терминов, подкреплены примерами из жизни, так что книга оказывается доступной широкому кругу читателей.
Мэйо начинает с короткого экскурса в историю исследования ценностей и переходит к современным теориям, обращая внимание на отличия ценностей от смежных понятий: черт личности, потребностей, мотивов, аттитьюдов (социальных установок), целей, поведения.
В первых главах описываются различные теории и методы изучения ценностей. Особенность ценностей заключается в их абстрактности, поэтому измеряют их множеством разных способов: от традиционных вопросов о важности для человека тех или иных явлений (Рокич), косвенных вопросов о сходстве с вымышленным человеком (Шварц) до экспериментальных методов, основанных на поведении людей во время лабораторных игр (Либранд и Макклинток). Особенность книги в том, что помимо простого линейного пересказа исследований, представлены несколько точек зрения на многие вопросы. Отдельные главы рассказывают о том, откуда берутся и на что влияют ценности. Автор не останавливается на констатации полученных результатов, а раскрывает и подробно описывает механизмы формирования, изменения и функционирования ценностей. В заключительной главе Мэйо описывает существующие ограничения в изучении ценностей, в частности, отмечая проблему их измерения и репликации исследований.
Ключевая идея книги в том, что ценности отличаются от других субъективных феноменов упорядоченностью по значимости. Ценностная иерархия формируется на уровне генов, а также под влиянием семьи, медиа и т. д. Положение ценности в иерархии других ценностей влияет на широкий круг убеждений и поведение человека. Такая упорядоченность обеспечивает устойчивость и приводит к тому, что изменение одной ценности должно обязательно «отрикошетить» в остальные ценности и связанные с ними аттитьюды и поведение. То есть одна изолированная ценность измениться не может, если изменение и происходит, то меняется вся система. Именно из-за этого ценности так устойчивы и так неохотно меняются – в отличие от аттитьюдов, которые могут противоречить друг другу, не вызывая сильного диссонанса.
Как и в случае с моральными принципами, ценности воспринимаются как трюизмы, не требующие рациональных обоснований. Люди скорее склонны придумывать аргументы в поддержку своих ценностей, чем критически осмысливать их и, тем более, менять. Ценности воспринимаются как результат выбора, в отличие, например, от черт личности. Скажем, когда человеку по результатам личностного теста сообщают, что у него повышенный нейротизм, ему, скорее всего, это не понравится. Но когда человеку говорят, что он высоко ценит безопасность, он, скорее, охотно согласится с выводом и примет его. Когда же кто-то выражает сомнения в важности значимых для человека ценностей, они становятся только более устойчивыми.
Все это лишь частные примеры той мозаики, которую собирает Мэйо, открывая читателю новые области знания. Книга «Психология ценностей» представляет интерес не только для начинающих исследователей ценностей, но и для опытных специалистов в области психологии. Она выполняет функцию всеобъемлющего обзора литературы, библиографического источника, уделяет внимание пробелам в исследованиях и тщательно суммирует существующие работы. Книгу необязательно читать целиком, а можно просто держать на столе в качестве справочника. Для специалистов эта книга становится новой точкой отсчета. К ней можно обращаться, чтобы освежить знания. Для неспециалистов она станет удобным проводником в мир исследований ценностей. Многофункциональность делает работу Мэйо по-настоящему уникальной.
Максим Руднев
Ведущий научный сотрудник НИУ ВШЭ