Джошуа Грин – ключевая фигура современной моральной психологии. Философ, нейропсихолог, он изучает, как люди выносят моральные суждения. В книге «Моральные племена» Грин представляет результаты собственных исследований, а также обобщает результаты, полученные другими специалистами в области когнитивной психологии морали.
Главную проблему, вокруг которой выстроена книга, Грин называет «трагедией морали здравого смысла». Эволюционно человеческий мозг хорошо предрасположен к внутригрупповому сотрудничеству. Проблема заключается именно в межгрупповом взаимодействии, что выражается в ценностных и идеологических конфликтах.
Лабораторные психологические эксперименты показывают: люди, которых объединяли в группы по тривиальным признакам (например, схожесть эстетических предпочтений), начинают вести себя исключительно в интересах собственной группы и испытывать негативные чувства по отношению к другим группам.
Коллега Грина психолог Дж. Хайдт назвал подобное явление «группоизмом». «Группоизм» по Дж. Хайдту - это склонность большинства людей систематически поддерживать оценки собственной группы – политические, этнические, религиозные – таких неоднозначных с моральной точки зрения явлений, как, например, аборты и гомосексуальные связи.
Грин задает вопрос: что в конечном итоге определяет подобные оценки представителей различных «моральных племен»: рациональное размышление или интуитивные эмоциональные реакции? От ответа на него, по мнению исследователя, зависит, смогут ли противоборствующие группы когда-нибудь найти общий язык.
В подобных исследованиях психологи используют гипотетические сценарии, содержащие этические противоречия, – так называемые моральные дилеммы. Наиболее известная дилемма, знаменитая история с трамваем, породила целую область исследований, которую Грин называет «трамваелогией».
Дилемма имеет два базовых варианта. В первом случае трамвай с отказавшими тормозами несется по рельсам. К рельсам привязаны пять человек. К счастью, можно переключить стрелку, тогда трамвай поедет по соседнему пути. Но на соседнем пути находится один человек, который тоже привязан к рельсам. Второй сценарий также касается потерявшего управление трамвая, угрожающего жизни пяти людей. Над рельсами проходит мост, на нем стоит толстяк, способный своим телом притормозить трамвай.
Испытуемых просят ответить, насколько допустимо в первом случае перевести стрелку на соседний путь, что приведет к смерти стоящего на нем человека и спасению пятерых. Во втором – столкнуть толстяка с моста и ценой его жизни спасти людей на путях.
Грин, используя методы функционального МРТ, анализировал реакции испытуемых на сценарии, сформулированные в оригинальной формулировке и формулировке с «толстым человеком». Исследования, которые приводит Грин демонстрируют, люди реагируют на две структурно аналогичные дилеммы (смысл обеих сводится к тому, чтобы пожертвовать жизнью одного человека во имя спасения пятерых) в зависимости от того, как именно сформулирована дилемма.
Оказалось, когда человек испытывал сильную негативную реакцию на предлагаемый способ действия (как, например, происходит у большинства людей при прочтении второго сценария), человеческий мозг всячески противился решению пожертвовать толстяком. Если подобной реакции не было (как при прочтении первого сценария), испытуемый, как правило, соглашался с действием, основанном на «трезвом расчете». В этом случае спасение пятерых ценой жизни одного воспринималось как морально приемлемое.
Результаты эксперимента позволяют предположить, что именно эмоции играют ключевую роль в формировании моральных оценок. Не менее интересно, как Грин видит практическое применение полученного знания. Сам он, как философ, склонен поддерживать утилитаризм – этический принцип, согласно которому следует оправдывать поступки, приводящие к максимизации счастья всех вовлеченных сторон. Грин уверен, что именно утилитаризм может стать общим принципом. Тогда люди с различными, подчас противоположными, убеждениями смогут выработать механизмы достижения согласия. В конце концов, счастье – это то, к чему стремится большинство людей.
Конкурирующий принцип утилитразима – деонтологическая этика – предлагает следовать определенным правилам без учета последствий. Грин осознает, что эмоции, ответственные за «деонтологические» решения моральных дилемм («наносить вред другому человеку нельзя ни в коем случае, даже если это приведет к спасению жизней других!»), сильны. Преодолеть их неимоверно сложно. Самому Грину, кажется, этого сделать так и не удается. Но, по его мнению, подобные усилия, в конечном итоге, того стоят.
Вне зависимости от того, считаете ли вы утилитаризм наилучшим этическим принципом, «Моральные племена» Джошуа Грина – одна из книг, которые заставляют по-новому взглянуть на собственные представления о добре и зле. Попытка использовать достижения со-временной когнитивной науки для ответа на вечные этические вопросы делает Грина одним из наиболее интересных психологов и философов современности. Каждый из нас задумывался о том, всегда ли мы поступаем правильно в наших отношениях с другими людьми. Даже если вы не слишком погружены в спор между сторонниками утилитаризма и деонтологии, не исключено, что книга Грина поможет найти ответы хотя бы на часть подобных вопросов.
--
--