Методологические вопросы, на которые обращает внимание эта книга, полезно будет задать себе, если вы планируете проводить любое исследование в области гуманитарных наук. Если вы уверенно чувствуете себя в методологических вопросах, пособие Перлова вам не нужно. Если же вы оказываетесь в замешательстве, когда нужно определиться с методологическими рамками исследования, или если вам кажется, что методология вовсе не важна, это издание как раз для вас. Пособие поможет развить вкус к методологическим вопросам и навыки отслеживания не только чужих, но и собственных эпистемологических предпочтений.

Учебное пособие доцента РГГУ Аркадия Перлова построено как курс из семи лекций, в которых автор на понятном языке, с долей юмора и с большим количеством примеров знакомит читателей с основными направлениями в гуманитарной теории познания. Логика изложения материала основана на модели из четырех познавательных установок, которые выделяет в гуманитарной методологии автор книги. Эти установки: позитивистская, интуитивистская, спекулятивистская и критическая.

Суть позитивистской установки, как ее описывает Перлов, состоит в ориентации на объективное и доказательное научное познание. Она построена на детализированных исследовательских процедурах и производится в рамках «индустрии коллективного накопления знания».

Другую установку автор называет интуитивизмом. Она, в отличие от позитивизма, ориентирует не на беспристрастное «детективное» исследование действительности, а на вникание в позицию другого человека, позволяющее понять смысл его действий с точки зрения его собственной системы ценностей.

Критическая установка в пособии представлена как приверженность сомнению в возможности доказательного и объективного знания. Главным объектом исследования в рамках этой установки оказывается не реальность сама по себе, а неизбежно субъективное представление о ней с постоянным вниманием к тому, каким именно образом это представление искажено.

Наконец, спекулятивизм объясняется как установка, предполагающая возможность пренебрегать противоречиями во имя сохранения заранее провозглашенной умозрительной конструкции, описывающей устройство реальности. В духе афоризма «Если факты противоречат моей теории, тем хуже для фактов».

Принципы работы каждой из установок автор пособия демонстрирует на конкретных примерах. Это позволяет лучше понять особенности языка каждой из них. Например, позитивистская установка в книге проиллюстрирована примерами из социологии Дюркгейма, интуитивистская – герменевтикой Дильтея и Гадамера, критическая – эпистемологией неокантианства.

Автор пособия не ограничивает себя примерами из области науки и философии. В ход идут и житейские аналогии. К примеру, объясняя, в чем суть спекулятивистcкой установки, Перлов приводит в качестве иллюстрации не только гегельянскую диалектику, но и «теорию», согласно которой по всех бедах – вне зависимости от конкретных фактов – всегда оказывается виноват «Госдеп».

В чистом виде, как отмечает Перлов, четыре выделенные им методологии практически не встречаются. Потому отдельная глава пособия посвящена разбору примеров того, как элементарные установки могут комбинироваться в практике конкретных исследований.

Помимо изложения сути гносеологических установок, автор много внимания уделяет вопросам оправдания гуманитарного знания перед лицом позитивистских стандартов, задаваемых естественными науками. Один из разделов книги так и озаглавлен: «Как оправдываться гуманитариям?»

Издание окажется полезным тем, кому необходимо определиться с методологическими рамками исследования. Если вам кажется, что методологии вовсе не важны – это издание как раз для вас. Пособие развивает вкус к методологическим вопросам и учит отслеживать собственные и чужие эпистемологические предпочтения.

Желательно прочитать эту книгу, когда вы еще только приступаете к исследованию, а не когда вы написали работу и вдруг поняли, что плохо представляете, что писать в обязательном разделе про методологию. Впрочем, и в такой ситуации книга вас выручит. Она поможет, по крайней мере, понять и описать гносеологические установки, которые вы могли использовать в своем исследовании, не отдавая себе в этом отчета.

Для того чтобы получить отчетливое представление о философии науки, книги явно недостаточно. Она хорошо подходит для того, чтобы сделать первый шаг в поле гуманитарной методологии, но не стоит этим первым шагом ограничиваться. Очерчивания общих познавательных установок не хватит, чтобы полностью спроектировать методологическую рамку исследования. Следующим шагом должно стать определение конкретных методов сбора и анализа данных. Сам автор на страницах пособия неоднократно отсылает к своей более обстоятельной работе «История науки: Введение в методологию гуманитарного знания».

Пособие будет вам хорошим подспорьем, если вы преподаватель и разрабатываете собственный курс об организации гуманитарных исследований. Книга содержит не только лекционную часть, но и материалы для контроля и семинарских занятий. Кроме того, во введении к пособию автор обещает по запросу выслать желающим дополнительные материалы для семинарских занятий в электронном виде (и действительно это делает).

Четырехчастная схема методологических установок, представленная в книге, является сильным упрощением, однако автор в полной мере отдает себе в этом отчет, что и оговаривает во введении. Книга появилась как попытка составить вводный курс о гуманитарных методологиях, который укладывался бы в сверхсжатые сроки. И эту задачу пособие с успехом решает. Автору также удается сделать эпистемологию нестрашной и интересной.

Купить книгу можно в магазине издательства URSS или на «Озоне».

Иван Фомин

Кандидат политических наук, научный сотрудник Центра перспективных методологий социально-гуманитарных исследований ИНИОН РАН

Рекомендуем