Коллективная монография посвящена проблеме взаимосвязи социального неблагополучия семьи и развития ребенка. В книге представлен подробный перечень методик исследования темы влияния бедности на развитие детей и широкий обзор литературы по данной тематике. Идеология книги ясна: бедность негативно влияет на развитие ребенка, однако помочь детям в развитии могут программы раннего вмешательства. Чем раньше общество или государство предложит помощь нуждающимся, тем эффективнее будет эта помощь – как в социальном, так и в экономическом плане.
Негативный эффект бедности на детское развитие – разноплановый феномен, включающий социальные, экономические, психологические, когнитивные, медицинские аспекты. В худшем варианте общество может столкнуться с очередной «ловушкой бедности», где бедность порождает бедность. В неблагополучных в материальном отношении семьях рождаются и воспитываются менее развитые дети; родители не обладают достаточным доходом и / или образованием, чтобы предоставить потомству все возможности для полноценного развития. Дети из бедных семей в силу своего недостаточного развития (понимаемого и как низкий IQ, и как проблемы с самоконтролем и самодисциплиной, и как большая подверженность рискам асоциального поведения) в свою очередь передают низкий социально-экономический статус уже своим детям.
Однако есть примеры – и авторы приводят их во множестве, – когда программы раннего вмешательства, нацеленные на детей дошкольного возраста, способны сгладить эффекты бедности на развитие ребенка.
Очевидным достоинством монографии «Бедность и развитие ребенка» является её междисциплинарность: бедность и развитие ребенка рассматриваются с точки зрения социологии, классической психологии, нейропсихологии, социальной экономики. Авторы подробно рассматривают, как они понимают бедность, что означает развитие ребенка, какими способами оно измеряется. Основное внимание уделено таким аспектам, как влияние бедности на развитие ребенка до появления на свет (глава 4), когнитивное развитие (глава 5), язык и развитие речи (глава 6), роль детского сада в развитии ребенка (глава 7) и оценка эффективности программ раннего вмешательства (глава 8).
Работа выполнена преимущественно на материалах зарубежных исследований (в основном – американских), хотя авторы, насколько возможно, ссылаются и на российских учёных.
Сильной стороной книги является методологический подход: вся она основана на работах, использующих доказательную образовательную политику. Это довольно строгий способ проверить эффективность государственных программ раннего вмешательства – сродни подходу доказательной медицины для проверки эффекта новых лекарств. В основе метода – лонгитюдные исследования участников программ с выделением контрольной и экспериментальной групп; причем иногда наблюдения продолжались почти 40 лет. Как пишут авторы, «существует сильная связь между результатами стандартных тестов в 1 классе школы и заработком человека в 27 лет (при контроле по характеристикам родителей). Еще более важно то, что сильная корреляция существует также между оценками в 1 классе и вероятностью поступить в колледж, качеством выбранного колледжа, покупкой дома, пенсионными накоплениями» (с. 16).
Книга предназначена для специалистов в области изучения проблем бедности, социальной политики, но особенно она будет полезна российской широкой публике. С «консервативным поворотом» в российской политике в общественную повестку прочно вошли вопросы охраны семьи, детства и материнства. Довольно часто основанием для принятия важных политических решений в данной сфере являются апелляции к «традиционным ценностям», а публицистическая полемика и уверенность в правоте своей идеологической позиции заменяет собой тщательный рациональный анализ долгосрочных эффектов этих решений. Данная книга напоминает, что помимо идеологии существует научный подход, в том числе и доказательная образовательная политика раннего вмешательства. Доказательная – потому что за ней стоят строгие научные методы. Эффект вмешательства тестируется на участниках программы в течение многих лет, сравниваются экспериментальные и контрольные выборки, тщательно контролируются все социально-экономические, демографические параметры как самих детей, так и их семей. Успех ребенка в развитии оценивается по нескольким параметрам. Распространение полученных результатов приводит к важному для общества выводу: максимальной отдачи в этой крайне важной сфере можно добиться не сериями законодательных инициатив «на злобу дня», а ориентацией на долгосрочные изменения, которые разрабатываются на базе научного подхода – с опорой на эмпирические данные и строгие методы.
Андрей Щербак
старший научный сотрудник НИУ ВШЭ