Методология смешанных исследований приобретает все большее признание в социальных науках, за счет того, что позволяет сочетать достоинства обоих подходов к изучению сложных социальных структур. Использование смешанных методов оправдано в случаях, когда представления о выборке и объекте исследования туманны, а процессы, протекающие в исследуемой социальной сети, непонятны. В таких ситуациях качественные методы позволяют пролить свет на природу и структуру социального процесса (то есть ответить на вопросы «кто» и «как»), а количественные – изучить его численно. Применение смешанных методов в сетевых исследованиях выглядит органично, потому что сети, по сути, представляют количественный концепт для изучения качественных задач.

Работа Домингез и Хольштейн состоит из трех частей. Первая из них посвящена обсуждению подходов к сетевому анализу, во второй и третьей – рассматриваются эмпирические исследования. Основная идея книги заключается в том, что анализ социальных структур (в том числе сетей) становится настолько сложным, что индивидуальные исследователи не способны детально разобраться в процессах и собрать исходные эмпирические данные. Социологи-качественники обычно не владеют сложным математическим инструментарием, а социологи-количественники не всегда понимают, каким образом могут быть получены и формализованы сетевые данные. Для реализации исследования необходима тесная кооперация между специалистами различных направлений, которые обладают комплементарными компетенциями (например, качественным и количественным инструментарием), владеют навыками обработки текстовой информации и т.д.

Глубинное интервью – один из наиболее популярных методов получения сетевой информации в рамках смешанной стратегии. Этот метод налагает ограничения на размеры выборки – невозможно собрать глубинные интервью у всех участников сети. Тем не менее интервьюирование может выявить типы отношений, которые поддерживают участники внутри сообщества. Анализ глубинных интервью позволяет установить ранее не известные сетевые паттерны. Такие данные чрезвычайно сложно получить в ходе опросов и других стандартных процедур получения сетевых данных.

Как на практике работают смешанные методы в сетевом анализе? Вот пример из процессов управления знаниями (knowledge management) в автомобильной компании. После объединения двух компаний была сформирована группа по разработкам, в состав которой вошли представители обеих фирм. Сотрудники одной компании работали над технологическим совершенствованием продукта, другой – изучали структуру рынка и поиске вакантных ниш. Таким образом, новое подразделение, призванное создавать инновационные продукты, фактически состояло из двух противоборствующих лагерей. Сотрудники, ориентированные на развитие технологий, не любили своих коллег-маркетологов. Маркетологи были недовольны коллегами-технологами. Интервью выявили «существенные культурные различия» между двумя группами. Спустя четыре года совместной работы после слияния дистанция между двумя бывшими коллективами сохранилась, каждый из них проводил четкую границу между «нами» (своей группой) и «ими» (чужаками). Для формирования сети продуктивного информационного обмена консультанты предложили специалистам из различных подразделений регулярно встречаться в общей аудитории, обсуждать рабочие задачи и общаться в неформальной обстановке. Таким образом, между коллегами формировались различные типы отношений, что в итоге привело к созданию более гармоничной и дружеской атмосферы.

Книга представляет подробное описание таких кейс-стади. В каждом кейсе описаны мотивация исследования, гипотезы, процедуры получения и обработки данных, интерпретации результатов. По их шаблону можно конструировать собственное исследование. Кейсы, представленные в книге, не связаны одной темой, и в большинстве из них количественный анализ социальных сетей использован как вспомогательный инструмент в дополнение к основному – качественному исследованию, что не позволяет в полной мере продемонстрировать широчайшие возможности сетевой методологии.

Подведем итог. Традиционно количественный анализ социальных сетей постепенно дополняется качественным. Книга Домингез и Хольштейн рассказывает о том, как эти подходы использованы в исследованиях. При этом анализ исключительно качественной информации, без ее количественной оценки и операционализации, не позволяет «увидеть» сеть. Количественные данные без качественной оценки не позволяют достоверно устанавливать причины поведения участников сети. Недостатки обоих подходов компенсируются в смешанных исследованиях.

Эта книга будет полезна участникам междисциплинарных проектов, использующих разные методы в изучении сложных комплексных объектов. Книга позволит количественникам объяснить логику качественного исследования, а качественникам – логику количественного. В то же время социологам, интересующимся сугубо количественными методами, скорее всего, эта работа не покажется полезной.

Сегодня книгу можно купить на Амазоне.

София Докука

научный сотрудник НИУ ВШЭ

Рекомендуем