Приобщиться к «науке о смерти» (death studies) сегодня не так просто. Несмотря на растущую популярность этого направления – каждый год выходят десятки новых книг, научных журналов, студентам читают тематические курсы – разнообразие подходов и языков описания не позволяет определить единую отправную «точку» или базовую книгу, которая в полной мере погрузила бы читателя в тему.
Сборник профессора Антониуса Роббена Death, Mourning, and Burial: A Cross-Cultural Reader («Смерть, траур и похороны: кросс-культурный взгляд») подходит больше всего на роль этой базовой книги. Именно ее стоит рекомендовать как вводную для желающих погрузиться в мир смерти и умирания. Сборник опубликован в 2005 году, и за 12 лет стал одной из самых цитируемых книг по социальным исследованиям смерти. Его успех вполне обоснован. Под одним книжным переплетом собраны наиболее важные тексты по теме. Эти тексты определили язык современной death studies.
В предисловии Тони Роббен объясняет, что главная цель ридера – ретроспективно продемонстрировать глубину и многообразие подходов в антропологии смерти. Под «антропологией» Роббен понимает широкий спектр социальных теорий и подходов, главный фокус которых сосредоточен на культуре. Поэтому в одном сборнике собраны этнографические тексты, политологические работы и психоаналитические исследования разных эпох и школ. Всего в книге 23 текста. Каждая часть содержит классические статьи разных подходов к изучению смерти и умирания.
Книга разделена на шесть частей: (I) концептуализация смерти; (II) смерть и умирание; (III) смерть непривычная; (IV) горе и скорбь; (V) ритуалы смерти; (VI) память и обращение с мертвыми. Первые главы вводят читателя в антропологию смерти, последующие – рассказывают о социальных аспектах смерти и умирания. Такой подход позволяют увидеть, как можно говорить и писать о смерти, выходя за рамки привычного языка обряда и ритуала. География исследований простирается от азиатских деревень и тихоокеанских островов до больших городов Северной Америки.
Первая часть сборника посвящена концептуализации смерти. В ней опубликованы классические работы о роли страха смерти и символического бессмертия в мортальных практиках. Например, Бронислав Малиновский, основатель функционалистского подхода в антропологии, рассказывает, как верования аборигенов объясняли бессмертие и загробную жизнь. Статьи антропологов Эрнеста Беккера, Роберта Лифтона и Эрика Олсона о том, как сообщества конструируют представления о бессмертии. Йоганесс Фабиан критикует концептуальный аппарат изучения практик смерти культурно далеких сообществ. Он говорит о том, что пока антропологи изучают, как умирают далекие аборигены, собственный (близкий) опыт переживания смерти остается без должного внимания исследователей.
Второй раздел сборника посвящен объяснению смерти. Эллен Бадон, классик пост-колониальной антропологии, рассказывает о роли предзнаменований в толковании скорой смерти. Анна Страус исследует культурные практики жизни и смерти североамериканских коренных народов. Мария Катедра объясняет роль дома и домашней смерти в конструировании хорошего, плохого и трагического понимания смерти. Маргарет Лок сравнивает определения смерти в Северной Америке (с высоким уровнем развития медицины) и Японии (где локализованы более традиционные взгляды на смерть).
Третья часть описывает нетипичные проявления смерти. Например, роль колдовства в представлениях о внезапной смерти (в работе Эванса Притчарда, основателя политической антропологии, и его последователя Годфри Линдхарта). Или связь между перезахоронением жертв политических репрессий и конструированием национального нарратива в Аргентине (в работе Антониуса Роббена).
Четвертая и пятая часть книги публикует именитых исследователей смерти, например: Альфреда Рэдклифф-Брауна, Лоринга Данфорта, Ренато Росальдо, Нэнси Шепер-Хьюжд, Арнольда Ван Геннепа и Роберта Герца. Авторы по-разному понимают роль погребальных обрядов, но обращают внимание на значимость посмертных практик для локальной идентичности групп. Они объясняют, как погребение умершего помогает пережить утрату и способствует солидарности и перераспределению ролей внутри сообщества. Например, культурный антрополог Ренато Росальдо исследует сенситивно сложную тему смерти на примере из своей биографии. Он рассказывает, как смерть жены помогла ему понять ритуалы филиппинских племен.
Заключительный раздел книги посвящен памяти мертвых в локальных сообществах. Джонатан Пэрри исследует отношение индийцев к жизни и смерти. Сергей Кан описывает представления индейцев Севера Америки о перезахоронении. Кэтрин Вердери исследует роль мертвых тел в современной политике постсоциалистических стран.
«Death, Mourning, and Burial» станет отличным выбором для студентов. Книга входит в силлабус всех курсов по антропологии смерти и постоянно переиздается. Наиболее полезной книга окажется исследователям, имеющим представление об антропологии в целом и развитии социальных наук в XX веке. Сборник выиграл бы от публикации большего числа обзорных теоретических текстов о школах и подходах в антропологии смерти – например, в формате отдельного предисловия к каждой главе. Желающими продолжить изучение смерти можно порекомендовать статьи Филлиса Палги и Генри Абрамовича (на английском языке) или недавнюю работу Сергея Мохова (на русском языке).
Сергей Мохов
редактор научного журнала о смерти и умирании «Археология русской смерти»