В книге «Бизнес-сети в России» Градосельская описывает проблемы управления российскими корпорациями, которые удалось решить с использованием сетей. Автор проводит «сетевой ликбез» и подробно рассказывает, как составлять анкеты, собирать и кодировать данные, формировать выборку.
В первых главах книги представлены ключевые сетевые индексы и процедуры, инструментарий исследования, процесс сбора интервью и анкетирование. В шестой главе автор, например, рассказывает, как анализ сетевых взаимодействий выявляет структурные асинхронии (дублирующие акторы и структурные дыры) в организации. Градосельская не концентрируется на методологической части, что свойственно сетевым работам — она дает более рефлексивное описание процессов в российских корпорациях в 1990-е и 2000-е гг.
Итак, что же происходило в российском корпоративном секторе за прошедшие 20 лет и с какими проблемами столкнулись российские компании?
Крах СССР и развал министерской (отраслевой) системы привел сначала к эре «красных директоров» (1991–1998 гг.). Тогда управление предприятием было все еще в руках руководства советской элиты. Социальные гарантии для рабочих оставались до эпохи «новых российских корпораций» (1999–2002 гг.). Их сместили «менеджеры второго поколения» (2003–2005 гг.), для которых максимизация прибыли акционеров стала главной задачей. С нулевых началась реструктуризация предприятий, ушли старые руководящие кадры, компании отказались от социальных обязательств. Социальное напряжение внутри российских корпораций возросло.
«Менеджеры второго поколения» вступили в конфликт с устоявшимся рабочим коллективом. Интересы коммерческой компании и исторически сложившиеся интересы родного завода больше не совпадали. Новые руководители часто не видели глобальной миссии бизнеса и решали конъюнктурные проблемы. Стремились контролировать персонал и не формировали сети кооперации с сотрудниками.
Российский менеджмент не смог делегировать полномочия, рассказывает Градосельская. Это сказалось на отношениях внутри коллектива и сотрудников с руководством: