Книга Бизнес-сети в России

Бизнес, корпорации и сети

Хотите разобраться в сетевом анализе и понять структуру российских бизнес-сетей? Монография Галины Градосельской «Бизнес-сети в России» подробно описывает развитие российских корпораций на примере социальной структуры российских корпоративных сетей.

Сетевые исследования как одно из направлений количественного анализа за несколько лет превратились в наиболее востребованный инструмент анализа данных. Галина Градосельская, автор монографии, за последние 20 лет реализовала множество прикладных сетевых проектов, которые и легли в основу книги «Бизнес-сети в России».

Интерес к сетевому анализу в России и мире, по словам Градосельской, вырос благодаря трем процессам: развитию вычислений, формированию новых теоретических подходов и спросу на социологию со стороны органов власти и коммерческих организаций.
В книге «Бизнес-сети в России» Градосельская описывает проблемы управления российскими корпорациями, которые удалось решить с использованием сетей. Автор проводит «сетевой ликбез» и подробно рассказывает, как составлять анкеты, собирать и кодировать данные, формировать выборку. 

В первых главах книги представлены ключевые сетевые индексы и процедуры, инструментарий исследования, процесс сбора интервью и анкетирование. В шестой главе автор, например, рассказывает, как анализ сетевых взаимодействий выявляет структурные асинхронии (дублирующие акторы и структурные дыры) в организации. Градосельская не концентрируется на методологической части, что свойственно сетевым работам — она дает более рефлексивное описание процессов в российских корпорациях в 1990-е и 2000-е гг. 

Итак, что же происходило в российском корпоративном секторе за прошедшие 20 лет и с какими проблемами столкнулись российские компании?

Крах СССР и развал министерской (отраслевой) системы привел сначала к эре «красных директоров» (1991–1998 гг.). Тогда управление предприятием было все еще в руках руководства советской элиты. Социальные гарантии для рабочих оставались до эпохи «новых российских корпораций» (1999–2002 гг.). Их сместили «менеджеры второго поколения» (2003–2005 гг.), для которых максимизация прибыли акционеров стала главной задачей. С нулевых началась реструктуризация предприятий, ушли старые руководящие кадры, компании отказались от социальных обязательств. Социальное напряжение внутри российских корпораций возросло.
 
 «Менеджеры второго поколения» вступили в конфликт с устоявшимся рабочим коллективом. Интересы коммерческой компании и исторически сложившиеся интересы родного завода больше не совпадали. Новые руководители часто не видели глобальной миссии бизнеса и решали конъюнктурные проблемы. Стремились контролировать персонал и не формировали сети кооперации с сотрудниками.
 
Российский менеджмент не смог делегировать полномочия, рассказывает Градосельская. Это сказалось на отношениях внутри коллектива и сотрудников с руководством: 
«Какими бы хорошими ни были формальные экономические показатели, если общая обстановка в коллективе неблагоприятная, невозможно удержать квалифицированные кадры на предприятии». 
Градосельская показывает с помощью сетевого исследования, как эффективная организационная структура может устранять такие кризисы. Если начальники советуются с подчиненными, принимая решения, между сотрудниками и руководством формируются доверительные отношения. Более эффективная организационная структура оказывается там, где сотрудники и руководство доверяют друг другу.  

Cетевые исследования не заканчиваются сбором данных и красивой визуализацией. За ними лежит систематическое фундаментальное исследование социальных процессов, которые происходили в российских корпорациях в течение многих лет. 
Градосельская показывает, на сколько важно детально прорабатывать дизайна сетевых исследований. Вплоть до формирования структуры базы данных еще на этапе проектирования исследования и постановки содержательной задачи. 

Книга покажется интересной и исследователям организационной структуры компаний. Тем более что, помимо методов сетевого анализа, Галина Градосельская рассказывает и историю российских корпораций от краха СССР до сегодняшнего дня. 

Книгу можно купить на Озоне.

София Докука

научный сотрудник НИУ ВШЭ

Рекомендуем