Лично мне больше всего понравилась третья секция под названием «Комикс и обучение: практическая польза». Например, у независимого исследователя Татьяны Киселевой был замечательный доклад «Дети-комиксисты: чем может быть полезно ребенку создание рисованных историй?». И я сам делал доклад под названием «От фотоальбома к семейному комиксу: как создание комиксов может спасти семейную память?» Мы говорили о том, как можно выйти за пределы представлений о комиксах как искусстве и как начать воспринимать комиксные формы в качестве реальной возможности поменять наш мир, опять-таки через их использование для сохранения семейной памяти или обучения детей.
– В одном из своих интервью вы даже говорили, что «если Россия породила великую литературу и живопись, то великие комиксы – это следующий шаг»...
– Нет, я все же сторонник более демократичного отношения к комиксу. Можно, конечно, говорить, что Россия должна породить великие комиксы и так далее, но это не так уж и важно. Мне кажется, надо больше думать не о том, как нам породить пять львов толстых, а как нам породить миллионы образованных людей. А главное, каким образом это сделать. И здесь нужно увидеть, как комикс можно использовать для того, чтобы сделать нашу жизнь если не легче, то хотя бы богаче. И если резюмировать доклад Татьяны Киселевой, то основной тезис там как раз и заключался в том, что комикс является хорошим средством для обучения ребенка и для его безболезненного самоутверждения и формирования его позитивных представлений о себе самом. У меня же был, может быть, еще более конкретный посыл, который заключался в том, что, к сожалению, в России (может быть, не только в России, но я хочу сказать именно про нашу страну) отсутствует культура семейной памяти, то есть она у нас крайне слабо развита.
Я думаю, что, к сожалению, советский период очень сильно на это повлиял: людям приходилось так или иначе скрывать свою биографию, переписывать ее – то, что мы неоднократно можем наблюдать в 20-е и в 30-е годы. Это такое время молчания (здесь в том числе речь идет и о моей собственной семье), когда о каких-то страшных вещах, связанных с репрессиями, люди старались молчать и не передавать эту память. И по сути, не передавать никакой памяти вообще, потому что советская культура была очень сильно обращена в будущее, хотя она во многом формировала определенное отношение к прошлому. Не создавалось никакой конвенции для конкретного индивидуального человека, что история его семьи в принципе важна и он должен о ней размышлять, как-то ее сохранять и записывать.
В моем докладе был очень простой тезис на этот счет – он идет от моего личного увлечения устной историей и связи устной истории с фотографиями. У каждого человека в семье обычно есть фотоальбом, но когда мы начинаем его использовать? Обычно мы делаем это, когда все собираются вместе. Например, ваши бабушка или дедушка начинают вам рассказывать про эти фотографии, про их контекст и про то что происходило, они начинают рассказывать про себя, про свою семью. С другой стороны, когда люди, которые понимают эти фотографии, уходят, нам остается множество визуальных источников. С одной стороны, их очень много – гораздо больше, чем у наших предков в XIX веке, а с другой – мы не очень понимаем их контекст, то есть это та история, которая во многом от нас ушла.
И мой призыв заключался в том, что нужно превращать семейные фотоальбомы в семейные комиксы, то есть должно происходить взаимодействие изображения и текста: люди должны расспрашивать своих родственников про эти фотографии и записывать рассказанные истории рядом с ними. Впоследствии можно работать с этим фотоальбомом, можно выделять различные фотографии, выстраивать их в единый нарратив, то есть создавать действительно настоящую семейную историю, настоящую семейную хронику, чего у нас, к сожалению, пока нет.