В итоге я сменила область своих научных интересов и начала заниматься новыми культурными сообществами: сообществами фанатов и других создателей культурных продуктов за пределами индустрий – тем, что Генри Дженкинс назвал «культурами соучастия» (participatory cultures). Исследую, как люди добровольно объединяются на основе общих интересов. В каких отношениях эти культуры находятся с мейнстримными сегментами ТВ, литературы, кинематографа, искусства. Какие практики и ценности связаны с развитием культур соучастия. Что и как мы можем и должны знать о текстах и о других продуктах, которые эти сообщества производят. В России обыденное знание об этом поле чаще всего основано на предрассудках, вызванных незнанием и колоссальным культурным разрывом между поколениями. Наука должна помогать разобраться.
С 2003 года я работаю в Институте гуманитарных историко-теоретических исследований имени А. В. Полетаева НИУ–ВШЭ, и это, конечно, максимально способствовало закреплению междисциплинарного взгляда и накоплению соответствующего опыта.
Сейчас у нас существует несколько центров и проводятся самые разные исследования, связанные с изучением социологии знания, истории университетов и академической культуры, риторики и культуры Ренессанса и Нового времени и т.д. Это все – бок о бок с моим Центром исследований современной культуры, где мы изучаем культуры соучастия, трансформации городской среды, популярную музыку, кино. Такая работа рядом с коллегами других специальностей дала мне бесценный опыт рефлексии научных методов, задач и возможностей разных наук. Не говоря уже о том, что в ИГИТИ мы постоянно делаем что-то вместе, ставя общие задачи и дополняя друг друга.
Вы сегодня идентифицируете себя с какой-либо дисциплиной? Социологией? Культурологией?
Я защитила кандидатскую диссертацию по культурологии и формально да, культуролог, но предпочитаю называть себя просто исследователем, работающим в области социогуманитарного знания. Любопытно, что самоидентификация междисциплинарного исследователя очень зависит от того контекста, где он выступает. В обществе традиционных социологов я, конечно, скорее культуролог. А там, где социология почти не представлена (на филологическом круглом столе, например), я сразу окажусь социологом – просто потому, что без социологической составляющей не вижу возможности эффективно работать с культурными сюжетами.
На факультете социальных наук НИУ–ВШЭ мы вместе с Борисом Степановым преподаем курс «Культурные практики (пост)современности в контексте теории модерна», который нацелен на то, чтобы научить социологов выстраивать собственные междисциплинарные проекты. Мы обсуждаем со студентами проблемы, актуальные в пространстве междисциплинарного социально-гуманитарного знания, и разные возможности и инструменты, которые предоставляют для исследования этих проблем культурология, социология, история, филология. Иногда в процессе разговора ловлю себя на характерных оговорках: как культуролог, я… как социологи, мы… Словом, здесь приоритетна проблема.
Междисциплинарность дает некую свободу?
Для меня это возможность быть ученым в прямом смысле слова: видеть и ставить проблемы и подбирать под их исследование необходимый методологический инструментарий. Когда ученый не скован жёсткими рамками, он может воспользоваться преимуществами разных научных дисциплин. Так же и возможность обсуждения результатов с представителями других наук представляется мне большой ценностью. В противном случае исследования становятся штампованными, узко ориентированными, а их авторы перестают видеть ограничения в области знания и мышления, которые накладывает дисциплина.