Однако когда ты погружаешься в исследование этого рынка, то понимаешь, что он устроен совершенно по-другому: там играют огромную роль различные социальные аспекты. Например, оказывается, что, несмотря на массовую регистрацию фрилансеров на биржах удаленной работы, большинство предпочитают сотрудничать с проверенными контрагентами. Дальше возникает много исследовательских вопросов: как формируется репутация на этом рынке, почему вы предпочитаете работать с тем, с кем уже работали раньше. Несмотря на все отзывы, звездочки, лайки и прочее, репутация – это в значительной степени продукт персонального, межличностного взаимодействия. Если вы уже с кем-то поработали, то в следующий раз, вероятно, доверите заказ именно ему, а не другому человеку с биржи, даже если у него и более высокий рейтинг.
— Вы исследовали какую-то конкретную сферу?
Под фрилансом понимался прежде всего интеллектуальный труд: программисты, переводчики, веб-дизайнеры. Это не физический труд.
Завершая мысль про возникновение деловых отношений, надо сказать, что здесь очень важна рекомендация третьей стороны, но не абстрактной, а вполне конкретной – друга или знакомого. Похожую ситуацию мы наблюдаем и в розничной торговле: для поставщика очень важно иметь знакомых в торговой сети.
— Хорошо, давайте перейдем от фриланса к ритейлу. Как-то раз мне пришлось быть свидетелем разговора, участник которого, директор молочного завода, характеризуя состояние дел на рынке, сказал: «Эти сети непонятно что хотят!» Чего хотят торговые сети от поставщиков в современной России?
— Вы знаете, я занимаюсь этой темой с 2008 года, поэтому у меня было время пообщаться и с поставщиками, и с торговыми сетями. С моей точки зрения, как раз понятно, чего они все хотят.