Что мы видим? Изначально, со времен Кэмпбэлла, самый банальный, очевидный случай, когда мы используем mixed methods research, – это триангуляция данных. Все знают, что когда мы сочетаем несколько источников – это хорошо. Состоятельные заказчики могут заказывать исследования у различных компаний, особенно это характерно для электоральных исследований в рамках предвыборных кампаний. Потом коллеги попросту смотрят, насколько сочетаются, «бьются» полученные данные. Если данные надежные, мы с ними работаем. Это одна понятная, часто используемая стратегия.
Чаще всего такая исследовательская стратегия реализуется с применением «параллельного дизайна». Параллельный дизайн предполагает независимые этапы исследования, которые потом триангулируются, сочетаются, и выстраивается какая-то общая картина, высвечиваются разные грани изучаемого явления. В идеале они выполняются параллельно, но в реальности эти этапы могут немного расходиться по времени.
– В каких исследовательских проектах применяется параллельный дизайн?– Такой дизайн широко применяется в проектах, где надо изучить публичную арену, где есть разные игроки: население (тут мы применяем массовый опрос), какие-то экспертные группы (здесь используем экспертные интервью), а для изучения лидеров мнений среди населения можно задействовать фокус-группы. Это позволяет увидеть, какие интересы существуют на этом поле, как субъекты представляют друг друга и как они находят консенсус (если находят) в публичном пространстве.
– Вы не могли бы привести пример?– Примеров много. Например, одна наша коллега изучает инклюзивное образование. Экспертная группа здесь – люди, которые не первый год занимаются инклюзивным образованием и проводят исследования в этой сфере. С другой стороны, есть учителя, есть управленцы, менеджеры образования, плюс между ними находятся директора, которые пытаются согласовать разные позиции. Учителя при этом не очень склонны к выражению своих мнений, и приходится использовать специальные техники, чтобы их разговорить. Хотя, например, у учительского сообщества есть такой открытый голос, который достаточно активно высказывается, – профсоюз «Учитель». Есть активные некоммерческие организации. Наконец, есть родители, родительское сообщество, которое отвечает за своих несовершеннолетних детей.
Если мы изучаем, что происходит в этой сфере, то используем разные методы, разные по своей сути, а потом даем какую-то общую картину. Это вообще довольно типично для исследований социальной политики, сферы здравоохранения и культуры — мы можем говорить и о триангуляции по Кэмпбеллу, и о конвергенции в терминологии Кресвелла. Морган, говоря о том же, использует метафору «паззла», когда разные части складываются в единую картину, позволяя получить, как он выражается, «дополнительное покрытие». Тем не менее, используя разные термины, и Морган, и Кресвелл говорят про одно и то же. Это первое направление в классификации стратегий. Соответственно за каждой стратегией есть некоторая модель, которую мы называем дизайном.