— Расскажи подробнее про их образ жизни.
— Филологи обожают староверов, потому что у тех остался язык примерно вековой давности, и новые слова они либо заимствуют из испанского, либо как-то меняют русские слова, не понимая, как их произносить. Современный человек может спокойно общаться со староверами, но он будет понимать, что некоторые выражения уже не используются. Например — «зла не сделать». Мы привыкли говорить «не сделать плохого», и в этом «зла не сделать» ощущается особый русский дух.
Конечно, отличия затрагивают и внешний вид. У женщин всегда прибраны волосы, причем косынки, которые у нас надевают при входе в храм, они носят редко. Одежда — это в основном платья и сарафаны, довольно скромные. Они шьют самостоятельно, одежда выглядит современно, при этом в ней угадывается что-то традиционно русское. Мужчины одеваются более свободно, могут спокойно ходить в джинсах. Многие носят рубахи и подпоясываются. Конечно, я видел этих людей, только когда они приезжали с визитом в Россию, но пока я с ними общался, они выглядели так.
— А что из себя представляют общины старообрядцев?
— Это деревни. Как и у нас раньше, деревни называются по фамилии людей, которые там проживают: например, Рефтовы, Муричи. Деревня состоит из нескольких домов. В Амурской области стоят четыре дома — хотя эти семьи приехали два года назад, так что сейчас, может быть, больше. А, например, в Бразилии это более крупные поселения. В Южной Америке иногда можно встретить знак на дороге: «Колония де руссо» — значит, где-то неподалеку община. В общине всегда есть кто-то главный и еще, поскольку эти старообрядцы — в основном беспоповцы, человек, отвечающий за обряды.Его выбирают по старшинству и опытности, и обычно люди понимают, кто готов за них отвечать. Могу привести пример: к нам приезжала группа старообрядцев из 12 мужчин, 8 из них взяли с собой жен — итого 20 человек. Понятно, что для взаимодействия с группой нужно найти кого-то «главного» — им стал тот, кто проявил наибольший энтузиазм.
— Какие способы привлечения старообрядцев разработала ваша исследовательская группа?
Мы привлекаем тем, что им нужно. Они переселяются по трем причинам: семья, дом, работа. Семья — это браки со староверами, которые живут в России; дом – это земля, на которой можно жить и вести хозяйство. Земля выделяется в Приморском крае. Грубо говоря, они приезжают и получают 300 гектаров. А для организации работ им выдаются кредиты — это самая сложная задача. Агентство ведет работу с Россельхозбанком, который начинает менять политику в пользу старообрядцев: дает кредит под 5 процентов, но на небольшую сумму, уменьшает ставку — но все равно это связано с огромным количеством документов, с которыми даже юрист, работающий со старообрядцами, не всегда может помочь.
— Сколько времени прошло с тех пор, как семьи старообрядцев мигрировали в Южную Америку?
— Это было примерно в 50-х годах, то есть лет 70 уже прошло.
— И они все еще сохраняют русскую идентичность?
— Как обычно это происходит: есть мигранты первого и второго поколения. Мигранты первого поколения никогда не станут местными. Бабушки и дедушки говорят, что есть Русь — и нужно обязательно туда вернуться. Даже в завещаниях пишут, что нужно вернуться в Россию, их дом там. Внутри своей общины эти люди говорят по-русски.