Я не закрываю для себя никакой путь. Изучать теорию совсем не хуже, чем работать в маркетинге и заниматься маркетинговыми исследованиями. И там, и там можно создать прорывные методики, которые еще не существуют.
Вы считаете, будущее в исследовательской индустрии за инновационными методиками?
Я всегда говорю своим студентам, что в России не хватает новаторских компаний. Есть креативные рекламные агентства, но нет интересных маркетинговых агентств, которые предлагали бы инновационные методики и технологии. Агентств, которые не просто перенимают западные технологии, а которые сами могут разрабатывать и предлагать. Такие методики существуют только в больших западных компаниях, и как правило, мы не знаем, что скрывается в этом «black box». Расчеты происходят где-то в Индии, вам приходят по почте только цифры, но по большому счету, вы не знаете, как производятся эти расчеты.
Почему наши маркетинговые исследователи обращаются в какие-то западные компании? Потому что нет своих методик.
Ориентир хорошей компании с интересной методикой – это BrainJuicer. Английская компания, у них харизматичный директор. Они занимаются применением инновационных методов, но мало что разглашают.
У нас, грубо говоря, все приходят с одной и той же методикой. Обычно это происходит примерно так: «Поработаю я в крупной компании, унесу их анкеты». Дальше выносят анкеты компании и создают свою собственную. Многие крупные компании от этого страдают. Но когда клиенты ставят новую задачу, маленькая компания ее не может решить либо решает криво. Дело в том, что она не может предложить ничего инновационного и эффективного бизнес-решения.
Что можно сделать, чтобы изменить эту ситуацию?
Нам надо вырастить поколение людей с инновационным мышлением, способных что-то предложить бизнесу. Научить этому достаточно сложно. Но если вы обладаете инновационным мышлением – возможностей множество: академическая карьера или переход в бизнес, создание хорошей команды.
Как вы думаете, насколько в принципе сегодня востребованы исследователи с социологическими компетенциями?
Такой исследователь нужен на рынке и обладает большими возможностями. Он может уйти в HR, в исследовательский бизнес или стать бренд-менеджером. Конечно, и в академической карьере он может заниматься примерно тем же самым. В институтах у нас работает множество социологов, которые проводят прикладные исследования для государственных учреждений.
Но если мы ориентируем социолога на бизнес-трек, то исследователь должен иметь представление о маркетинге, о бизнес-задачах, о бизнес-процессах. Он должны понимать бизнес-задачи, решать эти задачи с помощью инновационных технологий, а выводы вновь переводить на язык бизнеса.