Кажется, в ответ на вопрос о качествах хорошего священника должны были звучать в основном банальности…
Нет, отвечали разное. У нас об этом вышла
статья в журнале «Религиоведение». Хороший священник – это священник, который говорит с людьми, священник, который молится, священник, который много работает. Все понимают свою работу по-разному.
Чем все-таки занят священник большую часть времени?
Все заняты настолько различными вещами, что возникает ощущение, что все работают в разных сферах. Например, у нас был священник в больнице – большую часть времени он ходит по палатам и исполняет требы больных. Он, конечно, служит в храме, но основная часть времени у него уходит на общение с бабушками и другими пациентами: их тоже нужно причастить, пособоровать, исповедовать. Этот священник считает, что его задача – служить непосредственно этим людям.
Священники, работающие на тех или иных административных должностях, жаловались на то, что нужно заполнять очень много бумаг: вместо того чтобы служить людям, они тратят большую часть своего времени на то, чтобы заполнять различные отчеты. Больше всего, наверное, от других отличался сельский священник – речь о маленьком селе на Урале. Там пятьдесят человек, из них, грубо говоря, пятнадцать ходят в церковь – остальные пьют. Он был сильно завязан на этих людей, пытался сделать из них общину и знал всех окрестных детей, даже тех, что не ходят в церковь. Кроме того, много времени у него уходит на собственный огород, который служит важным источником пропитания. Ну и, помимо этого, у него еще четыре прихода в окрестных деревнях, по которым он каждый день ездит: во вторник – в одну деревню, в среду – в другую.
Здесь нужно сказать, что мы изначально подходили к анализу времени в разрезе дихотомии «душепопечение – требоисполнение». Об этом много говорят в Церкви: хороший священник должен «душепопекать», то есть прежде всего общаться с прихожанами, а не «требоисполнять», то есть выполнять различные обряды, крестить, причащать, исповедовать, освящать квартиру. То есть делать все это, конечно, нужно, и часто в этом заключается основной доход священника, но в Церкви зачастую эта деятельность противопоставляется душепопечению в пользу последнего. Мы же пришли к выводу, что сами священники не видят этого противопоставления, этой дихотомии. Например, у священника с Урала, в отличие остальных, просто не было времени разговаривать с каждой жительницей деревни, с каждой бабушкой лично – они вместе с прихожанами пили чай в трапезной после службы, и он их всех вместе «душепопекал».
Есть ли в вашей выборке священники, которые работают с молодежью?
Был священник, который одновременно является директором православной школы в небольшом городе в Рязанской области, у него весь кабинет в открытках, которые ему пишут дети – видно, что они его искренне любят. Я присутствовала на одной из его встреч с учеником и его бабушкой: он очень глубоко вникает в проблемы своих учащихся, на уровне, который, как мне кажется, вряд ли возможен в обычной школе.
Вокруг каких критериев у вас выстраивается типология?
У Сэмуэля Близзарда, от работ которого мы изначально отталкивались, типология выстроена вокруг двух моментов: что священник делает большую часть своего времени и что для него важно, то есть кто он – «проповедник», «учитель», «молитвенник» и так далее. Когда мы стали пытаться «подгонять» наших священников под нее, то увидели, что это не работает: довольно сложно сказать, кто человек в каждом конкретном случае – «проповедник» или «учитель». Мы решили попытаться каждого священника назвать одним словом. Когда мы посмотрели на результат, оказалось, что мы давали им определения в контексте церковной иерархии: священник на приходе, священник в университете, священник епархиального уровня, плюс было несколько «маргиналов» – один «глобальный» священник и один «молодой». У нас получилось, что люди, давая интервью, мыслят себя скорее в контексте церковной иерархии: не то чтобы для них не важно учить или проповедовать, просто они не видят себя через это по отношению к другим.
Сильно ли различается образовательный уровень священнослужителей?
Образование у всех разное: все заканчивали разные семинарии, плюс у большинства есть еще светский диплом, который тоже может влиять на то, чем они занимаются и как себя мыслят. Например, сельский священник, о котором я говорила, по образованию – учитель русского языка, но работал потом вообще педагогом-кружководом, и видно, что в своей текущей работе с общиной он пытается это проявлять: скажем, они вместе рисуют стенгазеты. Его матушка по образованию тоже учитель, и это также заметно. Но предыдущее образование проявляется не у всех. Например, это не очень характерно для обладателей инженерных специальностей.
Как священников направляют в те места, где они работают? Есть какое-то распределение?
По-разному: кого-то действительно распределяют, кто-то идет на приход в регион, откуда он родом, кто-то во время учебы с кем-то знакомится и приходит к этому человеку, кто-то женится на дочке священника и идет служить в приход к своему тестю.
Каковы основные выводы вашего исследования? Вы подготовили какие-то рекомендации?
О рекомендациях нас пока не просили. Я бы сказала, что в священниках нужно воспитывать именно это умение приспособиться, чтобы, оказавшись на новом месте, они не боялись того, что нужно под него подстроиться. То есть, конечно, если человек хочет работать там, где он работает, это в любом случае произойдет, но умение адаптироваться определенно не помешает. Вообще мне лично было более интересно понять, почему священники такие, какие они есть, а не дать какие-то рекомендации.
Что касается выводов, то у нас точно будет много разных статей, будет статья антропологического плана, будет очень много поля – в теоретических статьях часто сложно бывает описать какие-то интересные наблюдения, а об этом тоже хочется рассказать. Возможно, мы в итоге издадим книгу об этом исследовании.