Конечно, этому исследованию не хватало качественного анализа. Я очень надеюсь, что в исследовании Ночи музеев, которое мы в этом году проводим совместно с
Лабораторией экономики и культуры НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге, удастся заполнить эти пробелы.
— Этот проект тоже посвящен цифровым следам?
— Коллеги из Вышки уже давно изучают Ночь музеев, но в этом году их заинтересовали бывшие заводы и фабрики, которые сейчас заняты креативными площадками. За ними закрепилась репутация мрачных, неприятных мест, но через определенную событийность можно было бы изменить это отношение. Ночь музеев как раз может служить для этого одним из инструментов. Мы проводили опросы на четырех ревитализированных площадках: Порт Севкабель, Музей логистики на Василевском острове, «Скороход» и ДК «Громов». Эти места имеют схожую историю, и нас интересует, каким образом можно повысить лояльность посетителей к этому месту, как привлечь сюда новую аудиторию. Это ключевая тема, но цифровые следы помогут дать более полную картину. В эту Ночь музеев была возможность посетить площадки по единому билету – и по данным сканирования штрихкодов можно будет восстановить реальные маршруты людей. Организаторы открыты к сотрудничеству, так что у нас в планах сравнить такие маршруты с цифровыми следами. Это будет методологическая работа, мы узнаем, насколько цифровые следы подходят для анализа подобных явлений.
— Проект будет включать еще и качественный анализ?
— Да, на этих площадках мы проводили опрос, просили людей дать нам контакты, если они готовы поговорить. И к моему удивлению, около 70% людей давали свои телефоны, мейлы или ссылки на соцсети. Мы планируем брать полуструктурированные интервью по телефону или даже при личных встречах. Нас будут интересовать глубинные смыслы, которые люди вкладывают в отношения к этому месту. Мы попросим рассказать, что их впечатлило и заинтересовало, какие перемены они хотели бы видеть на площадках. Важный момент: мне лично и моим коллегам интересно посмотреть, как аудитория таких мест отличается от посетителей более «классических» музеев. С помощью цифровых следов мы поймем, существует ли между ними «сегрегация».
— Вы говорите о популярности площадок среди населения в целом, но по цифровым следам изучаете поведение активной аудитории Instagram. Разве по этим данным можно судить об «истинной» популярности музеев?
— Это одна из задач, которую мы хотели бы решить, сравнивая цифровые следы с реальными маршрутами людей. Я надеюсь, что мое предположение подтвердится, и цифровые следы окажутся хорошим индикатором.