Если сравнивать, то нью-йоркская кроссовочная культура описана, пожалуй, лучше всего. Английская довольно неплохо. Японская тоже, хотя, по моим впечатлениям, большая часть работ существует не на английском языке. Российской кроссовочной культуры как темы в академическом поле пока, по большому счету, нет, и я стараюсь это исправить.
— То есть в России до сих пор никто не занимался исследованиями в этой сфере?
— Я стараюсь читать всё, до чего могу дотянуться в плане академической литературы. Если не брать технические специальности, пока на русском языке из опубликованного и доступного мне попадались только небольшие совместные статьи
Хассана Могаддаси Мохаммадхоссейна и Юрия Назарова. Судя по всему, речь там шла о подготовке диссертации в аспирантуре, но её судьбу я не знаю. Периодически слышу о студентах или магистрантах, которые хотели бы работать с этими темами, кто-то обращается ко мне за советом, например, по поводу литературы. То есть интерес вроде бы есть. Но в большое количество опубликованных работ по теме пока он, видимо, не перерастает. Возможно, люди остывают или их отговаривают этим заниматься. Не всегда понятно, как за это браться, как выстроить методологию, сможешь ли ты это защитить, если есть такие планы, как отнесутся старшие коллеги. Нет готовых рецептов, как стоит делать такие исследования.
Работать с вещами и явлениями, которые развиваются в режиме реального времени, сложно. Но какие-то вещи, например, из истории становления культурной сцены уже можно отрефлексировать. К тому же у меня есть ощущение, что сейчас происходит трансформация этой культуры. Во всяком случае, в интервью часто возникает тема различий между поколениями: тех, кому сейчас 25+, даже ближе к 30 и выше, и тех, кому около 20 или меньше. Мои респонденты – сникерхеды со стажем, из первой категории, и они часто говорят об этой молодежи как о других, не похожих на себя.
— А чем занимаются все эти люди в части их жизни, не связанной со спортивной обувью?
— Бывает, что у них есть какая-нибудь самая обычная работа – вплоть до работы в офисе, на которой носить кроссовки запрещает дресс-код. Это один сегмент. Но есть часть людей, которые пытаются превратить своё увлечение в профессию, например, открыть кроссовочный магазин и создать на его основе некий кластер, где устраивают лекции, обсуждения, приводят интересных людей.
— В Москве много площадок, объединяющих поклонников кроссовок?
— Немного. Например, магазин Sneakerhead проводит много мероприятий. Подобные проекты становятся частью городской среды, такого низового городского урбанизма. Как хипстеры организуют маленькие кафешки, какие-то культурные площадки и этим самым меняют городской ландшафт в буквальном смысле, такая роль может быть и у центров кроссовочной культуры. Интересна в этом смысле история уже не существующего магазина FOTT, который вырос из околофутбольной среды (название – это аббревиатура Fashion on the terrace, от названия одноименного форума). Он не был связан только с кроссовками, хотя в какой-то момент, руководители проекта решили открыть отдельный магазин, посвященный только спортивной обуви. Но когда людей спрашивают, кто и что повлияло на становление современного московского городского стиля, то FOTT называют в числе первых. Это пример того, как подобные проекты получают не только коммерческое измерение.
— Если говорить про историю, можно ли назвать какие-то ключевые события для российской культуры кроссовок?
— Практически все мои респонденты называют первый фестиваль Faces&Laces в качестве события, которое показало наличие у нас кроссовочной культуры. Или, во всяком случае, среды, в которой она росла. Важным событием стал первый российский Sneakercon. Я была на нём: конечно, масштаб местной конвенции довольно скромный, это сильно отличается от того, что происходит Америке на аналогичных мероприятиях. Но всё с чего-то должно начинаться. Если составлять таймлайн, то можно посмотреть на появление в России официальных представительств крупных брендов. Всё же кроссовочное сообщество во всем мире тесно связано с миром больших корпораций, и его существование невозможно без последних.
— Если говорить о коммерческой составляющей, то когда я смотрел информацию про вторичный рынок кроссовок, мне запомнилось сравнение, что он похож на рынок акций и на рынок наркотиков. А в социальных сетях попадались подробные описания процедуры сделки по купле-продаже кроссовок, причем с обязательным наличием её гаранта!
— Дело в том, что есть довольно много подделок, как и в других сферах, особенно часто сетуют на китайцев. Встречаются недобросовестные продавцы. Но не все покупают кроссовки ради перепродажи, во всяком случае, моментальной.
— Я читал, что чуть ли не половина тех, кто покупает дорогие модели кроссовок в России, делают это ради будущей перепродажи.
— Сложно говорить за всех. Действительно есть люди, которые покупают кроссовки, только чтобы быстро их продать. В этом случае их, естественно, не носят, так как неношеные пары стоят дороже (хотя есть и пары, которые купят в любом состоянии). Здесь стоит отдельно сказать о том, что в целом кроссовки – не самый простой объект для коллекционирования и хранения. Основной материал современных кроссовок – не резина и хлопок, а синтетика, пластик и полимеры. И, например, подошва со временем может просто рассыпаться, особенно если обувь не носить. Изначально никто не думал о спортивной обуви как о предмете, который будут собирать и хранить многие десятилетия.