«семьи воспринимали нас как посланников президента»

Как проводилось исследование цыган в России

12:00, 30 СЕНТЯБРЯ 2016
В 2015 году ВЦИОМ провел масштабное исследование российских цыган. Перед исследователями стояла задача - выявить место этой этнической группы в жизни России и определить проблемы, с которыми сталкиваются цыгане в повседневной жизни. Проведенный опрос стал первым репрезентативным исследованием этой группы.
 
Мы поговорили с Еленой Михайловой, руководителем проекта, о том, как меняется методология в зависимости от объекта исследования, какую подготовку в такого родах проектах проходят интервьюеры, и какие задачи стоят сегодня перед этнической социологией.
Исследование цыган получило довольно большой резонанс в российском обществе. Вы сами писали, что это один из самых закрытых и интересных этносов. Почему вы взялись изучать именно цыган?
 
Я много лет занималась миграционной проблематикой. Меня интересовал вопрос: что движет людьми, которые стремятся сменить место жительства? Почему люди идут на серьезные, приводящие часто к трагическим последствиям, риски, когда едут «в никуда», и что может их удержать? 
 
В начале 2000-х годов была актуальна тема торговли людьми, когда наши женщины сталкивались с проблемами за рубежом, выезжая работать нянями и оказываясь заложниками сутенеров. Трудовые мигранты, занятые в теневом секторе, также часто становятся объектами работорговли. Это так называемые «группы риска», исследовать которые всегда было непросто. 

Вопросы миграции и межкультурной дистанции тесно связаны – мы видим, что задачи адаптации и интеграции мигрантов в последнее время в Европе стали ключевыми. Почему одни этнические группы вполне успешно интегрируются, а по отношению к другим нарастает неприязнь? Внутренние миграционные потоки также требуют регулирования – в отдельных населенных пунктах возникают проблемы анклавизации, что приводит к росту межнациональной напряженности. Миграционные исследования и исследования межнациональных отношений близки и неразрывно связаны. Многолетний опыт изучения групп риска оказался полезен при изучении такой непростой и сложно доступной группы – цыган.
Ваше исследование цыган было первым? 
 
В России действительно никогда не было таких обширных исследований цыган. Как правило, ранее проводились опросы отдельных этнических групп цыган, проживающих в тех или иных регионах. Что касается международного опыта (а на этапе кабинетного исследования наши аналитики старались собрать максимально полную информацию по теме), то также не существовало системных, глубоких социологических исследований цыганского народа. Например, мы ознакомились с результатами исследования, проводившегося в Германии, однако в большей части оно носило описательный характер. 
 
Некоторые исследования носили характер «самообследования» (что вполне объяснимо – получить доступ в эти группы не так уж просто), когда цыган опрашивали представители их же этнической группы. Это немного другое. И это тоже одна из особенностей нашего проекта - мы пытались закрытую группу извне, а не изнутри.

Мы работали в 30 регионах России. У нас было более 1000 респондентов, 150 точек опроса. Это первое условно репрезентативное исследование. Условно – потому что , согласно переписи 2010 года, у нас насчитывалось немногим более 200 тысяч цыган, а по оценке Федеральной национально-культурной автономии российских цыган - их более миллиона. То есть показатели сильно разнятся. Мы строили свою выборку на основании официальных статистических данных.
Как вы искали респондентов? Влиял ли процесс поиска на методологию исследования?
 
Основные трудности и риски были связаны с получением доступа к респондентам, установлением контакта. Нам очень помогала Федеральная национально-культурная автономия российских цыган – общественное объединение, которое занимается отстаиванием гражданских прав этого этноса, сохранением и распространением его культуры. Автономия нас консультировала, а также решала ряд административных вопросов.
 
Отдельные этнические группы цыган проживают на локальных территориях. В силу своей закрытости они слабо интегрированы в социум и редко вступают в тесные личные контакты с представителями других этнических групп. 
 
Единственно возможная схема реализации проекта в таких условиях – опрос в цыганских семьях. Это очень важный методологический аспект. Любые другие формы поиска респондентов и выбора места интервью были бы неэффективны. На этапе пилотажа исследования наши интервьюеры пытались опрашивать цыган на улицах, на рынках, следуя инструкциям для проведения типичных уличных опросов. Это приводило к тому, что цыгане пугались, убегали, никак не хотели вступать в контакт. 
Единственно возможная схема реализации проекта в таких условиях – опрос в цыганских семьях. Это очень важный методологический аспект. Любые другие формы поиска респондентов и выбора места интервью были бы неэффективны. 
На этапе пилотажа исследования наши интервьюеры пытались опрашивать цыган на улицах, на рынках, следуя инструкциям для проведения типичных уличных опросов. Это приводило к тому, что цыгане пугались, убегали, никак не хотели вступать в контакт. Стандарт индивидуального глубинного интервью также в данном случае был бы неэффективен. Для того чтобы не вызывать отторжения и завоевать доверие, мы проводили так называемые диадические интервью – то есть сразу с двумя респондентами в семьях.
Необычные условия опроса влияли на полученные данные?

Специфика проживания цыган, конечно, накладывала свой отпечаток на ход проведения опроса. Опросы проходили в жилищах, там часто находилось много других членов семьи. Цыганская семья – это достаточно большое количество людей, и они живут в более-менее открытом пространстве (если речь не идет об обеспеченных категориях, а таких – меньшинство). Было понятно, что в непосредственной близости находятся родственники, дети, – их никуда не денешь. В таких условиях невозможно обеспечить полную конфиденциальность беседы, исключить влияние фактора присутствия других членов семьи на ответы респондента. 
 
Этот аспект учитывался еще на этапе формирования гайда интервью. Каждое интервью сопровождалось анкетой интервьюера, в которой описывались условия проведения опроса, фиксировались специфические реакции на отдельные вопросы, уровень владения респондентов русским языком и т. д. 
Изображение

Дмитрий Неумоин/ Фотобанк Лори

На что делался основной упор при подготовке интервьюеров?

Нам нужно было сформировать у интервьюеров чувство внутренней психологической защищенности, показать им, что со стороны цыган угрозы нет. 

Организационная схема реализации проекта предполагала очень четкую вертикальную структуру процесса отбора респондентов. В регион обращались из Национально-культурной автономии, договаривались с региональными представителями, далее назначались региональные кураторы из числа цыган, которые сопровождали исследователей в поле. Это обеспечивало интервьюерам психологическую защиту – на первых этапах исследования многие из них испытывали опасения, сформированные под воздействием устоявшихся негативных стереотипов.
Не возникало ситуаций, когда региональные кураторы влияли на ход интервью?

Это специфический момент. Мы все-таки старались минимизировать влияние этих сопровождающих на процесс исследования. Они выступали в качестве «мостов-проводников», были скорее инструментом установления доверия, их задача была – объяснить цели исследования, сформировать доверие к интервьюерам. 

В ситуациях, когда респондент слабо владел русским языков и не понимал вопросов, куратор или другие члены семьи (как правило, представители старшего поколения) ему переводили. Бывали моменты, когда респонденты не могли ответить – не понимали, зачем им задают такие вопросы. Тогда сопровождающие поясняли значение понятий или вопросов. 
В случае затруднений интервьюеры объясняли сопровождающим, что именно следует донести до респондента, далее уточняли, как они (сопровождающие) будут разъяснять цыганам значение понятия или смысл вопроса. Только потом осуществлялся перевод на цыганский язык. Так сохранялись контекст и смысл.
Как сами цыгане отнеслись к исследованию? Хотели ли они быть изученными?
 
Цыгане почти никогда не становились объектами исследований. Для них это было в новинку, и приходилось долго объяснять нашу цель, задачи, принцип анонимности участия.

Многие семьи воспринимали нас как посланников президента. Они справедливо полагали, что мы пришли узнать об их проблемах, но трактовали это по-своему: начинали приводить своих больных родственников, приносили парализованных детей, истории болезней, семейные архивы. 
Их вера в то, что пришедший извне каким-то образом поможет, – она очень специфична. Некоторые наши интервьюеры потом действительно включались в решение проблем цыганских семей, искали, кто смог бы оказать юридическую помощь, помогали оформлять справки.
Почему цыгане стремятся рассказать о себе?
 
Цыгане привыкли, что с ними не всегда считаются, их проблемы игнорируют. У них возникают проблемы при приеме на работу. Например, нам рассказывали про случаи, когда работодатель, услышав цыганскую речь или, допустим, видя, что женщина пришла на работу в цыганской юбке, моментально увольнял ее. В то же время цыгане очень гордятся принадлежностью к своему народу, учат детей не скрывать ее. 
Когда мы приехали в одну семью, я обратила внимание, что моя фамилия на цыганском похожа на их. Я полушутя спросила: может быть, я ваша родственница – возьмете в свою семью? Они серьезно ответили: нет, мы вас в любом случае не признаем. Чтобы быть цыганом, нужно быть воспитанным в традициях этой семьи, вырасти среди цыган. 
В процессе социализации, через воспитание в цыганской семье происходит воспроизводство ценностей и традиций народа, для них это важно. И только очутившись в этой среде, начинаешь понимать, как эти люди невероятно гордятся своей семьей. Семья для них – смысл жизни. Они преданы своей семье и заботятся о будущем своих детей, хотят им дать все, что могут. 
Насколько важно участие исследователя в полевой работе? 

Я сама стараюсь всегда, когда есть возможность, выходить в поле. В исследовании цыган я проводила несколько интервью. Для меня это очень важно – почувствовать среду, темперамент, атмосферу, ритм жизни, какие-то бытовые мелочи. Это позволяет объективно подойти к анализу отдельных аспектов, глубоко интерпретировать полученные данные. Я считаю, что руководитель исследования всегда должен в том или ином формате принимать участие в полевой работе (хотя высокий ритм индустриальных исследований, к сожалению, не всегда позволяет это сделать).
 
Например, после обработки данных выяснилось, что уровень удовлетворенности жизнью у цыган не так уж низок. Но когда я приехала на интервью сама, то увидела жилище, которое люди достраивают с разных сторон по мере возможности: к маленькому каменному дому пристроили деревянную комнату, с другого бока – еще пристройка. И это не где-то в глуши – это в подмосковных Мытищах! В одной комнате у них могут жить 8 детей. А люди говорят: мы живем хорошо, разве плохо жить в собственном доме? Вот расширяемся. Стоит понимать, что если жилище не признается властями, то нет возможности, например, провести канализацию. Люди выходят из ситуации как могут. 
В чем вы видите задачу современной этносоциологии?

В основе любых национально-этнических конфликтов лежит социальная дистанция - когда мы начинаем «видеть» чужих, существенно отличающихся от нас. 

Чем меньше мы знаем про эти группы, соответственно, боимся их, воспринимаем, исходя из сложившихся стереотипов, тем выше уровень настороженности. Дистанция не сокращается. Но наши стереотипы не всегда соответствуют реальности. Наши заблуждения относительно того, как живут представители тех или иных групп, – проявления невежественности и неосведомленность об их образе жизни. 
Это важное направление работы социологов – понимать и находить пути интеграции всех групп в наше единое социокультурное пространство. 
Например, у цыган есть проблемы с трудоустройством. 
Они часто сами хотят интегрироваться, но у многих нет образования. Это действительно серьезная проблема, она требует многолетней работы. Раньше цыгане могли торговать, перепродавать, заниматься ковкой, кузнечным делом – и это было выгодно. Сегодня эти виды занятости уже не дают им прибыль. Система экономических отношений трансформировалась, цыгане вытеснены из традиционных сфер занятости. Одноразовой программы, работы одной общественной организации мало – проблема требует реализации системного подхода, целого комплекса мероприятий.