Постапокалиптическая пустыня или вселенная игры престолов

Что такое ролевые игры живого действия и как их изучают?

15:15, 17 января 2017
ФОТО:  vk.com/blincom
В декабре прошлого года Европейский университет в Санкт-Петербурге организовал конференцию «Social Studies of Live-Action Role-Playing Games», посвященную одному из направлений game studies – ролевым играм живого действия. 
 
Мы попытались разобраться в том, что же это такое и как их изучают.

Что такое ролевые игры живого действия?
 
Ролевая игра живого действия (англ. live-action role playing games, larp) – это развлекательная или обучающая игра, которая проходит в режиме реального времени в физическом пространстве. Самая близкая аналогия: представьте, что вы оказались на месте главного героя книги или фильма. Теперь вы сами решаете, как поступить, и любым своим действием влияете на судьбу мира и его обитателей.
 
В отличие от, например, компьютерных игр жанра RPG, в «живых ролёвках» нет ограничений, наложенных программистами или разработчиками, – ни по возможностям игроков (захотел полететь, сумел отыграть – значит, летишь), ни по продолжительности сценария (участники являются авторами сюжета, и пока не будет принято общее, коллективное решение, «финальные титры» не появятся). 
Game studies – исследования компьютерных и видеоигр. Название появилось в 2000-х, когда начал издаваться одноименный академический журнал по видеоиграм (поскольку, как известно, без журнала наука – не наука) и была создана DiGRA – международная организация, занимающаяся популяризацией этого направления. 
Иными словами, в играх живого действия меньше «технологических» условностей. Но есть условности, о которых договорились игроки: особые игровые правила и модели (например, что все оружие в игре про средние века и рыцарство будет бутафорским), распределение ролей, подготовка костюмов и локации, договоренности о завязке сюжета.
 
Первая игра живого действия – американская Dagorhir – была проведена в 1977 году по мотивам «Властелина колец». В России первая игра прошла в 1991 году, тоже по миру Дж. Р. Р. Толкина.
 
Сегодня существует множество «живых» ролевых игр на самые различные сюжеты. Например, можно принять участие в «играх престолов», придумать альтернативную историю царской России или оказаться в постапокалиптической пустыне.
 
К ролевым играм близки историческая реконструкция, квесты в реальности и деловые игры. Реконструкторы воссоздают культуру, быт и события определенной эпохи в соответствии с реальными историческими свидетельствами, могут преследовать научные или развлекательные цели. Квест – мини-игра для небольшой компании, участники которой должны за ограниченное время пройти запланированный сюжет (чаще всего, нужно покинуть комнату), используя окружающие предметы и подсказки. Деловые игры моделируют экономические или политические процессы и имитируют принятие решений в различных производственных ситуациях.

В играх всех перечисленных типов используется игровое моделирование реальности, но в них гораздо больше ограничений по сравнению с ролевыми играми живого действия.

Как исследуют ролевые игры живого действия?

Ролевые игры как объект любят изучать психологи, антропологи, философы и социологи, поэтому метод зависит от конкретных задач. Для исследования игр используют количественные, качественные или смешанные методы.

Где занимаются играми всерьез?

Систематических исследований larp в России пока не проводится. Но в разных областях науки периодически появляются работы, так или иначе обращающиеся к теме ролевых игр (психологические методики адаптации подростков, гендерные исследования, исследования субкультур и досуговых практик молодежи и т.п.). 

В настоящее время в России есть два центра, разрабатывающих поле game studies: Лаборатория исследования компьютерных игр в СПбГУ (здесь работают медиа-философы, а с 2014 года проходят конференции о видеоиграх и регулярные философские семинары) и Московский центр исследования видеоигр при МГУ (сотрудники центра читают в университете курс по видеоиграм, проводят открытые лекции). Кроме того, в РГГУ с октября 2016 года действует тематический семинар.

Есть медиа-площадки, собирающие информацию об исследованиях игр в целом. Gamestudies.ru публикуют информацию на русском языке об академических и прикладных исследованиях. Gamehaze.ru переводит интервью и статьи о видеоиграх и готовит собственные материалы.

Также существует портал Lib.rpg.ru – библиотека материалов о larp. Этот ресурс будет интересен тем, кто решил покопаться в антропологии русскоязычных «ролевок».

Что почитать про larp?

По мнению финского исследователя игр Туомаса Харвиайнена (Tuomas Harviainen) из Hanken School of Economics, перечисленные ниже книги стоит прочесть любому, кто решил изучать ролевые игры живого действия. Эти работы посвящены играм вообще и ролевым играм в частности – их легитимации и исследованию как культурных и социальных практик.
Man, Play and Games” (1961) – книга французского социолога Роже Кайуа (Roger Caillois). Автор полемизирует с “Homo Ludens” Йохана Хейзинги и развивает тезис о том, что большинство форм социальной активности происходит от игры. Из книги можно узнать, как отличить игру от неигры, каковы основные формы игры и почему современное автору общество обесценивает игры.
 
Beyond Role and Play” (2004) – более современная и более предметная книга Роже Кайуа, внимание в которой сфокусировано на нордических ролевых играх живого действия. Книга будет интересна тем, кто занимается углубленным изучением larp.

Rules of Play” (2003) – теоретическое руководство по геймдизайну. Придется по вкусу как ученым, так и разработчикам игр и интерактивных интерфейсов. Авторы предлагают общую концептуальную модель для игр всех видов (настольные игры, спортивные, компьютерные, видеоигры), а саму игру рассматривают как катализатор инноваций в обществе.
Nordic larp – направление ролевых игр, распространенное в скандинавских странах. Оно ближе к театральному перформансу без декораций и костюмов, наибольшую ценность в нем представляет отыгрывание и переживание эмоций.
Game Research Methods: An Overview” (2015) – это комплексное введение в исследование игр. Книга охватывает количественные, качественные и смешанные методы и будет интересна студентам и преподавателям game studies.

Interactive & Improvisational Drama” (2007) посвящена разновидностям театральных постановок и перфомансов. Книга для будущих и состоявшихся актеров, преподавателей актерского мастерства, арт-терапевтов и всех, кто хочет глубже понимать себя через импровизацию. Исследователи найдут в книге теорию и подробную классификацию игровых практик.
 
Simulation and Gaming in the Network Society” (2016) – актуальный сборник академических статей об использовании обучающих игр в сфере политического планирования и решения социальных проблем. Адресован аспирантам, исследователям, практикующим преподавателям и государственным служащим.

The Arts of Larp” (2015) – это изданная диссертация Дэвида Симкинса (David Simkins) по этнографии ролевых игр с хорошо проработанной теоретической частью. Будет интересна и исследователям игр живого действия, и тем, кто хотел бы использовать обучающий потенциал larp.
 
В заключение от ФОМ-Лабс добавим, что в 2013 и 2015 годах на русском языке вышли сборники, в которые вошли переводные и авторские статьи про larp.