Иными словами, в играх живого действия меньше «технологических» условностей. Но есть условности, о которых договорились игроки: особые игровые правила и модели (например, что все оружие в игре про средние века и рыцарство будет бутафорским), распределение ролей, подготовка костюмов и локации, договоренности о завязке сюжета.
Первая игра живого действия – американская
Dagorhir – была проведена в 1977 году по мотивам «Властелина колец». В России первая игра прошла в 1991 году, тоже по миру Дж. Р. Р. Толкина.
Сегодня существует множество «живых» ролевых игр на самые различные сюжеты. Например, можно принять участие в «играх престолов», придумать альтернативную историю царской России или оказаться в постапокалиптической пустыне.
К ролевым играм близки историческая реконструкция, квесты в реальности и деловые игры. Реконструкторы воссоздают культуру, быт и события определенной эпохи в соответствии с реальными историческими свидетельствами, могут преследовать научные или развлекательные цели. Квест – мини-игра для небольшой компании, участники которой должны за ограниченное время пройти запланированный сюжет (чаще всего, нужно покинуть комнату), используя окружающие предметы и подсказки. Деловые игры моделируют экономические или политические процессы и имитируют принятие решений в различных производственных ситуациях.
В играх всех перечисленных типов используется игровое моделирование реальности, но в них гораздо больше ограничений по сравнению с ролевыми играми живого действия.
Как исследуют ролевые игры живого действия?
Ролевые игры как объект любят изучать психологи, антропологи, философы и социологи, поэтому метод зависит от конкретных задач. Для исследования игр используют количественные, качественные или смешанные методы.
Где занимаются играми всерьез?
Систематических исследований larp в России пока не проводится. Но в разных областях науки периодически появляются работы, так или иначе обращающиеся к теме ролевых игр (психологические методики адаптации подростков, гендерные исследования, исследования субкультур и досуговых практик молодежи и т.п.).
В настоящее время в России есть два центра, разрабатывающих поле game studies:
Лаборатория исследования компьютерных игр в СПбГУ (здесь работают медиа-философы, а с 2014 года проходят конференции о видеоиграх и регулярные философские семинары) и
Московский центр исследования видеоигр при МГУ (сотрудники центра читают в университете курс по видеоиграм, проводят открытые лекции). Кроме того, в РГГУ с октября 2016 года действует тематический семинар.
Есть медиа-площадки, собирающие информацию об исследованиях игр в целом.
Gamestudies.ru публикуют информацию на русском языке об академических и прикладных исследованиях.
Gamehaze.ru переводит интервью и статьи о видеоиграх и готовит собственные материалы.
Также существует портал
Lib.rpg.ru – библиотека материалов о larp. Этот ресурс будет интересен тем, кто решил покопаться в антропологии русскоязычных «ролевок».
Что почитать про larp?
По мнению финского исследователя игр Туомаса Харвиайнена (Tuomas Harviainen) из Hanken School of Economics, перечисленные ниже книги стоит прочесть любому, кто решил изучать ролевые игры живого действия. Эти работы посвящены играм вообще и ролевым играм в частности – их легитимации и исследованию как культурных и социальных практик.