– Какие у вас были критерии отбора респондентов?
– Нам хотелось охватить как можно более широкий спектр жизненных траекторий – вариантов биографий с акцентом на социальную, временную и пространственную мобильность информанта и членов его семьи: кто куда переехал, кто кем стал в профессиональном смысле, кто на ком женился и т. д. При этом подход жизненных траекторий предполагает, что рассмотрение значимых (важных) событий личной жизни отдельного человека – родился, учился, женился – происходит в определенном социальном контексте. Например, человек был сослан в Сибирь или переехал добровольно – в ходе освоения Сибири приехал строить Братскую ГЭС или Академгородок. Вроде бы речь и там, и там идет о переезде, о перемещении в пространстве, но согласитесь, что и личный, и социальный контексты переезда в этих двух случаях совершенно разные.
Традиционный «соцдем» (возраст, пол, уровень образования и т. д.) сам по себе нас не очень интересовал, поскольку мы предполагали, что разные типы жизненных траекторий обуславливают различные типы сибирской идентичности.
Таким образом, критериями отбора респондентов стали город, место рождения и проживания, миграционная биография, включая туризм, профессиональная сфера деятельности и род занятий, потому что было важно понять характер включенности индивида в социально-экономические процессы на территории и предполагалось, что именно эта включенность определяет и разные варианты региональной идентичности, и динамику ее формирования.
Пожалуй, единственной традиционной социально-демографической характеристикой, которая изначально была нам важна сама по себе, являлась этническая принадлежность. Однако и здесь все оказалось совсем не однозначно. В исследовании принимали участие жители сибирских городов как моноэтничного, так и полиэтничного происхождения. Мы обнаружили, что люди смешанного происхождения более склонны идентифицировать себя как сибиряков. Вероятно, потому что, имея предков разных национальностей (а это как раз очень характерно для Сибири, где смешанные браки были очень распространены и являлись часто основой выживания), человек затрудняется выбрать одну национальность. Недаром Сибирь называли «плавильным котлом народов». В такой ситуации человек выбирает идентичность «сибиряк», причем это решение принимается исходя из внутренних ощущений. Он «чувствует» себя сибиряком, хотя может не ощущать себя исключительно русским, татарином, немцем, имея, например, сочетание этих национальностей в своем роду.
Что касается людей моноэтничного происхождения, то есть ощущение, что люди не славянского происхождения больше склоны к этнической самоидентификации, чем к сибирской. Это, например, представители таких национальностей, как буряты, казахи. Они в большинстве своем оценивают этничность важнее, чем «сибирскость». Хотя и среди них нам встречались исключения. Скорее всего, это происходит потому, что у них этническая культура сохраняется и развита сильнее, особенно в местах компактного проживания. Так, например, бурятка, жительница Иркутска считает себя в первую очередь сибирячкой, а у бурят из Республики Бурятия преобладает этническая самоидентификация.