В якутском селе решение об отказе от алкоголя принималось неоднократно, впервые – еще в 70-е годы. При этом в изолированном Бясь-Кюёле алкоголь был относительно новым продуктом – до середины XX века его в село не завозили, а позже водку стали доставлять в бочках в ограниченном количестве. Лишь в 70-е в связи с увеличением транспортной доступности села водки стали завозить много, что сильно и негативно подействовало на многих жителей.
В 1974 году в селе началась кампания местного объединения женщин (женсовета) против пьянства, которую поддержала администрация. Позже в селе было несколько волн распространения массового пьянства и попыток справится с проблемой силами администрации, женских и других общественных организаций. В частности, с началом антиалкогольной кампании здесь полностью прекратилась продажа водки, однако уже в начале 90-х ограничения были сняты, и конец 90-х – начало нулевых интервьюеры ЦИРКОН описывают как время распространения пьянства и связанных с ним социальных проблем: попрошайничества, конфликтных ситуаций, ранних смертей от несчастных случаев и т. д.
И снова женщины села, объединившись с другими общественными организациям (с советом ветеранов, а также со школьными учителями и администрацией), начали самостоятельную антиалкогольную кампанию. Ее результатом после многолетней агитации (проводившейся в том числе на родительских собраниях, а также на специальных советах старейшин) стал сельский сход, который в 2009 году постановил запретить продажу алкоголя. Следует отметить, что сход для принятия подобного решения до того проводился дважды: в 2006 и 2007 годах, однако первый раз не удалось собрать кворума, а во втором случае сход сорвали провокаторы из числа активно выпивающих жителей.
Юридической силы решение схода по запрету продажи алкоголя не имело, так как этот вопрос не относится к его полномочиям. Этим воспользовалась владелица одного из магазинов села, опротестовав запрет на продажу алкоголя в прокуратуре. Важно, что она не была связана с селом, – приехала из райцентра.