Село без водки

Опыт добровольного введения «сухого закона» в российских селах

15:14, 3 ноября 2017
ФОТО:  ИЛЛЮСТРАЦИЯ: ПАВЕЛ БАРМИН
Опыт добровольного введения «сухого закона» в российских селах. По данным исследования группы ЦИРКОН
 
Предпосылки исследования

Неумеренное потребление алкоголя и связанные с этим социальные проблемы много столетий обсуждаются на кухнях и в высоких кабинетах. Время от времени принимаются решения запретить алкоголь – в сообществах, определенных стратах или целых странах. Некоторые широко известные примеры – вроде сухого закона в США в 1920–1932 годах, в Российской Империи, позже в советской России в 1918–1923 годах, а также антиалкогольная кампания в СССР в 1985–1990 годах – оставили противоречивые впечатления об эффективности подобных мер. 

Но есть и другой опыт: общественные группы, объединяющие людей, которые отказываются от употребления алкоголя по моральным убеждениям. Общества трезвости существовали во многих странах с XIX века. Иногда они инициировали запрет на продажу алкоголя, иногда ограничивались антиалкогольной пропагандой. 
 
Примеры подобного коллективного выбора есть и в современной России. Социологи из группы ЦИРКОН изучили опыт трех населенных пунктов, где фактически действует сухой закон. В двух из трех случаев он был введен сознательно, решением жителей. 

Конечно, в России больше, чем три места, где продажа алкоголя находится под формальными и неформальными ограничениями и запретами. Понятно, что к таким территориям относятся мусульманские регионы и местности, где сильны позиции радикального ислама (в частности, некоторые сельские территории Дагестана и других республик Северного Кавказа). Но исследователи группы ЦИРКОН решили отказаться от изучения тех случаев, где отказ от алкоголя диктуется прямыми предписаниями религии. Также из исследования были исключены экопоселения и иные места проживания общин единомышленников, решивших организовывать жизнь в соответствии с общими ценностями, которые подразумевают в том числе отказ от алкоголя. Изучались именно «обычные» населенные пункты, где жители сумели добиться соблюдения на своей территории разных вариантов сухого закона.
Таких примеров в исследовании группы ЦИРКОН три: село Дубровка в Оренбургской области, село Боочи на Алтае и село Бясь-Кюёль в Якутии. В каждом из них исследователи провели серию интервью с жителями (в том числе с активными сторонниками ограничений и теми, кто смотрит на это со скепсисом), с представителями администрации и бизнеса. Ещё было организовано невключенное наблюдение – исследователи отмечали особенности повседневной жизни села (как в будни, так и в выходные дни), а также обследовали местность, включая пустыри и мусорные баки, пытаясь определить, действительно ли отказ от продажи алкоголя фактически остановил его употребление.
Все изученные сёла невелики по размеру и количеству жителей. В Бясь-Кюёле проживают чуть больше 700 человек, в Боочи – около 300, в Дубровке, согласно регистрации, числится 390 жителей, при этом фактически в селе проживает лишь около 60% от официально зарегистрированных граждан. Получается, жители сел объединены достаточно плотными социальными связями, а значит, могут влиять на поведение друг друга. Но механизм принятия решения об отказе от алкоголя и поддержания правил в каждом конкретном случае отличается, иногда довольно значительно. 
 
Трезвость по наследству

Наиболее специфическим выглядит пример Дубровки, где жители не принимали решения об отказе от алкоголя и не вводили неформальных запретов на его употребление, – трезвый образ жизни в селе сложился фактически стихийно. Сейчас в сельском магазине не продаются алкоголь и сигареты, однако не из-за введенного запрета или неформального давления, а просто потому, что эти товары не пользуются спросом (по крайней мере, в этом уверяли исследователей местные жители и предприниматели). По словам самих жителей Дубровки, пьющими в их селе можно назвать лишь одного-двух человек. 

Сами респонденты говорят о необычной культурно-демографической причине. Значительная часть жителей села являются потомками или родственниками одной многодетной семьи, поселившейся в Дубровке еще до войны. В семье не было принято пить и курить, и родители сумели привить здоровые привычки детям (в семье их было 14), а те, в свою очередь, своим многочисленным потомкам. Фактор семейных традиций оказался важным еще и потому, что в 1950-е годы село было признано неперспективным и многие прежние  жители Дубровки переехали жить в другие села и города, а многодетная семья осталась на месте. В 80-е годы, когда село стало развиваться более динамично, его костяк составили именно потомки этой многодетной семьи, и их трезвый образ жизни был перенят другими жителями.
Изображение

ИЛЛЮСТРАЦИЯ: ПАВЕЛ БАРМИН

Сейчас село считается достаточно благополучным. Большая часть его жителей трудоспособного возраста имеют работу – как правило, в расположенном неподалеку райцентре. Кроме того, в селе сохранилось коллективное сельское хозяйство, где также занята часть жителей. Несколько жителей села занимаются предпринимательством (строительство и торговля). Постоянная работа накладывает объективные ограничения на регулярное употребление алкоголя, и многие связывают свое благополучие именно с отказом от этой привычки.
 
Характер закрепления в Дубровке необъявленного сухого закона в чем-то похож на появление и поддержание новой родовой традиции. В этом смысле ситуацию можно считать уникальной. 

Якутия: официальный запрет водки и скандинавская ходьба

Примеры Бясь-Кюёля и Боочи отличаются от Дубровки прежде всего тем, что в этих селах отказ от продажи алкоголя стал коллективным решением жителей села. Однако оформление и поддержание этого решения заметно различаются, что влияет в том числе и на фактическую строгость введенного запрета.

Различается и расположение сёл. Боочи находится рядом с Чуйским трактом, примерно в 30 километрах от райцентра Онгудай. Районный же центр Бердигестях расположен в 110 километрах от Бясь-Кюёля, а снабжение села происходит по зимнику (постоянную дорогу ещё строят). Такая изоляция якутского села оказывается дополнительным фактором, влияющим на возможность контроля ситуации с потреблением алкоголя. Впрочем, обычно тот же фактор способствует усугублению проблемы алкоголизма.

Следует отметить, что и Бясь-Кюёль и Боочи – нерусские и практически моноэтничные села. В первом проживают якуты, во втором – преимущественно алтайцы. Это обстоятельство, судя по данным исследования, сыграло важную роль при принятии решения об отказе от употребления алкоголя.
И в Боочи, и в Бясь-Кюёле инициаторы и сторонники сухого закона говорили, что воздействие алкоголя на якутов и на алтайцев – особенно пагубно, поскольку в их организме, как и у некоторых других северных народов, не вырабатывается достаточного количества необходимых ферментов для его расщепления.
В якутском селе решение об отказе от алкоголя принималось неоднократно, впервые – еще в 70-е годы. При этом в изолированном Бясь-Кюёле алкоголь был относительно новым продуктом – до середины XX века его в село не завозили, а позже водку стали доставлять в бочках в ограниченном количестве. Лишь в 70-е в связи с увеличением транспортной доступности села водки стали завозить много, что сильно и негативно подействовало на многих жителей. 
 
В 1974 году в селе началась кампания местного объединения женщин (женсовета) против пьянства, которую поддержала администрация. Позже в селе было несколько волн распространения массового пьянства и попыток справится с проблемой силами администрации, женских и других общественных организаций. В частности, с началом антиалкогольной кампании здесь полностью прекратилась продажа водки, однако уже в начале 90-х ограничения были сняты, и конец 90-х – начало нулевых интервьюеры ЦИРКОН описывают как время распространения пьянства и связанных с ним социальных проблем: попрошайничества, конфликтных ситуаций, ранних смертей от несчастных случаев и т. д. 

И снова женщины села, объединившись с другими общественными организациям (с советом ветеранов, а также со школьными учителями и администрацией), начали самостоятельную антиалкогольную кампанию. Ее результатом после многолетней агитации (проводившейся в том числе на родительских собраниях, а также на специальных советах старейшин) стал сельский сход, который в 2009 году постановил запретить продажу алкоголя. Следует отметить, что сход для принятия подобного решения до того проводился дважды: в 2006 и 2007  годах, однако первый раз не удалось собрать кворума, а во втором случае сход сорвали провокаторы из числа активно выпивающих жителей.

Юридической силы решение схода по запрету продажи алкоголя не имело, так как этот вопрос не относится к его полномочиям. Этим воспользовалась владелица одного из магазинов села, опротестовав запрет на продажу алкоголя в прокуратуре. Важно, что она не была связана с селом, – приехала из райцентра.
В итоге в течение нескольких лет магазин и его владелица находилась под постоянным общественным прессингом: вокруг торговой точки развешивали листовки, проводили акции с участием детей и практиковали иные формы ненасильственного давления. В конце концов, после истечения срока алкогольной лицензии у магазина в 2014 году, предпринимательница не стала её продлевать и уехала.
Важная особенность сухого закона в Бясь-Кюёле – его официальный статус. Республиканские власти поддерживают инициативу, специальным решением они в 2016 году делегировали местной администрации полномочия по регулированию продажи алкоголя и запретили такую торговлю в селе Бясь-Кюёль, а также на всей территории наслега (административной единицы в структуре Республики Саха, в которую входит одно или несколько сёл). Позже такое решение стало моделью для большей половины наслегов, входящих в данный улус (район) Республики Якутия.

Административная поддержка оказывалась через организацию специальных курсов по проведению антиалкогольной агитации, снабжение местных жителей методическими материалами. Сильно повлияла на ситуацию организация «Трезвая Якутия», руководитель которой Матвей Лыткин в 2015 году возглавил специальный орган республиканского правительства Госалкогольконтроль. На селе были организованы курсы скандинавской ходьбы – как вариант проведения досуга для бросающих пить. Со стороны властей выделяются также поощрительные денежные премии для тех, кто готов отмечать свадьбы и юбилеи без алкоголя.

И всё же меры поддержки властей лишь облегчают, но не заменяют низовую работу, организацию досуга на месте. От низовых активистов зависит и наблюдение за нарушениями сухого закона. Как сообщали интервьюеры группы ЦИРКОН, в селе действует несколько незаконных точек – частных домов, где осуществляется продажа алкоголя. Периодически такие точки выявляются, а организаторы штрафуются за торговлю без лицензии, впрочем, сумма штрафа относительно невелика (1500 рублей), а вот социальное давление маргинализирует эту практику и оказывается более действенной мерой.
Изображение

ИЛЛЮСТРАЦИЯ: ПАВЕЛ БАРМИН

Алтайские женщины и гордость Боочи

Женщины играли важную роль в антиалкогольной кампании села Бясь-Кюёль. Но еще сильнее их влияние – в поддержании сухого закона в алтайском селе Боочи. В отличие от Якутии, алтайское село не получает поддержки властей, помимо морального одобрения.

Тем не менее в Боочи, а также в соседнем селе Кулада алкоголь не продают, причем такой порядок с незначительными перерывами поддерживается с середины 1980-х годов. Именно тогда, в условиях общесоюзной антиалкогольной кампании, на сельском сходе приняли решение запретить торговлю алкоголем. С тех пор не было никаких формальных подтверждений данного решения, оно продолжает действовать в Боочи и Куладе по своеобразному общественному договору. Важно отметить, что по данным проведенных группой ЦИРКОН интервью с местными жителями, село не было особенно пьющим и до введения запрета. Таким образом, запрет на продажу алкоголя был принят не для того, чтобы преодолеть какой-то социальный кризис, а для поддержания благоприятной ситуации. Интервьюеры также отмечают значительную роль в введении запрета авторитетной женщины Валентины Казакбаевны, которая возглавляла администрацию села тогда и сейчас находится на этой должности. При этом в течение нескольких лет, когда Валентина Казакбаевна не возглавляла село, там постепенно возобновилась продажа алкоголя. После её возвращения на должность алкоголь снова запретили. Обеспечивается запрет путем неформального контроля за продавцами, которые живут в этом же селе или рядом и соблюдают договоренности. 
Как уже упоминалось, подавляющая часть жителей села – алтайцы. Важным аргументом при введении сухого закона, который приводила в том числе Валентина Казакбаевна, было разрушительное воздействие алкоголя на их организм. Ещё в селе мало приезжих, а значит, проще найти общую почву для договоренностей.
Интересно, что на поддержание сухого закона отчасти повлиял эпизод локальной истории: в селе Кулада в 1926 году была организована первая на Алтае сельскохозяйственная коммуна «Красная Кулада». Это до сих пор повод для гордости у местных жителей, а само название употребляется как положительная характеристика, обязывающая местных в том числе и к соблюдению определенных общественных и нравственных норм. В частности, один из респондентов вспоминал, что после запрета продажи алкоголя недовольная этим директор магазина осуждала «Красную Куладу». Инициатор запрета на продажу алкоголя Валентина Казакбаевна говорила, что в период временного возобновления продажи алкогольных напитков в начале нулевых, когда она оставила пост главы администрации, в селе говорили: «не зря же была "Красная Кулада" – теперь у нас стал "Красный Восток"» (по имени распространенной марки пива, которое можно было свободно приобрести в магазине). Так для поддержания новой нормы – отказа от алкоголя – используется апелляция как к старым традициям (принадлежность к алтайской нации, в культуре которой отсутствовало употребление крепкого алкоголя), так и относительно новым явлениям, укрепившим местную идентичность (коммуна 20-х годов).
 
Что касается поддержания сухого закона, то фактически он находится в руках женсовета, то есть авторитетных женщин, следящих за соблюдением запрета на продажу. Именно к ним, как правило, обращаются жители (в основном также женщины) в случае обнаружения нелегальной продажи крепкого алкоголя. Воздействие производится в основном также через беседы и апеллирование к принятым нормам. Власти в лице участкового не заинтересованы в том, чтобы вмешиваться в эту ситуацию. Отсутствие законной основы действующего запрета приводит к тому, что сам сухой закон допускает исключения – в частности, алкоголь отпускается на праздники, например, на Новый год, а также на свадьбы или юбилеи. Впрочем, и в этих случаях закупку, как правило, осуществляют женщины, следящие за её размерами.
Исследование группы ЦИРКОН показывает, что добровольный коллективный отказ от алкоголя возможен, однако это требует соблюдения определенных условий. Одно из них – небольшой размер и гомогенность коллектива, что бывает достижимо в селах. Жителей села должно быть столько, чтобы они могли непосредственно договориться друг с другом. Может иметь значение и принадлежность к одной национальности – во всяком случае, вытекающее из этого чувство общности и уязвимости перед алкоголем.
В русском селе Дубровка это отчасти заменяется связью большей части жителей с одной многодетной семьей и передачи ее традиций и ценностей через поколения. Это редкая родовая, традиционная идентичность.

Поддержка властей – желательный, но необязательный элемент успешного поддержания сухого закона. Важнее здесь оказывается апеллирование к общим ценностям коллектива – то есть жителей того или иного поселения. Наличие локальных ценностей, примет местной идентичности, которыми принято гордиться (вроде коммуны «Красная Кулада»), также имеет косвенный эффект. И разумеется, важнейшим слагаемым успеха оказывается появление группы активистов, способных следить за ситуацией в селе и соблюдением гласных и негласных норм. Роль такого актива часто выполняют женщины, заинтересованные в поддержании трезвости в семье и пользующиеся авторитетом среди населения.
При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 №_68-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом поддержки гражданской активности в малых городах и сельских территориях «Перспектива».
Полный текст исследования «Территории трезвости: опыт принятия и обеспечения коллективных решений по ограничению производства, распространения и потребления алкогольных напитков в сельских поселениях и поселках» читайте здесь

стас кувалдин

РЕКОМЕНДОВАННЫЕ МАТЕРИАЛЫ