Но с точки зрения антропологов эта тема не так интересна, потому что, например, она в большей степени заточена на прикладной результат. И если честно, диалоги человека и Siri гораздо более скучны и предоставляют гораздо меньше аналитических вызовов, в отличие, например, от сложноорганизованной коммуникации между людьми, которой обычно занимаются исследователи в области конверсационного анализа.
Если ориентироваться на аналитический результат, лучше взять другой кейс, потому что взаимодействие человека и технологии с точки зрения жадного до изысканной теоретической рефлексии антрополога не так интересно, как, к примеру, взаимодействие врача и пациента в медицинских контекстах. Последнее – богатая тема, ей много занимаются и постоянно что-то новое находят. Очевидно, что человеческая речь гораздо более сложная, чем то, что может сейчас дать нам Siri. С другой стороны, есть еще потенциальные коммерческие заказчики подобных исследований, но и они пока еще недостаточно заинтересованы, чтобы на последние появился спрос. Поэтому мне трудно сказать, что будет с этой областью, потому что она «маргинальна» сразу в нескольких смыслах.
– Вы отметили, что недостаток этой области исследований отчасти заключается в том, что диалоги человека с Siri, как правило, значительно беднее, чем диалоги людей друг с другом. Но помимо этого вы также брали и интервью у информантов о том, как они взаимодействуют с Siri. Может быть, там было что-то интересное и важное для анализа?
– Да, брать интервью было неплохой идеей, потому что изначально я планировала сосредоточиться только на анализе диалогов людей с Siri. У меня было два пула вопросов: первый касался коммуникации, а второй – практик использования.
Анализировать разговоры с информантами забавно, потому что в них можно заметить частые перескоки от того, что реально происходило в их взаимодействии с Siri, того, как они ей пользуются, к тому, как это представлено, например, в фильмах. Получается зыбкая грань между тем, что человек рассказывает непосредственно о себе, и тем, как оно должно быть на самом деле.
Что касается обсуждения коммуникации, то там прослеживалась интересная тенденция. Во время интервью информанты начинали осмыслять свое речевое поведение во взаимодействии с технологией практически в терминах конверсационного анализа. Они обсуждали свой опыт и описывали его, используя, например, такие понятия, как «
последовательность», не обращая внимания на то, что нормальной человеческой коммуникации вообще-то и свойственна последовательность. То есть мы помним о том, что происходило до этого высказывания, мы примерно представляем, что будет далее, и мы это вместе согласовываем. Затем в интервью отмечаются такие вещи, что мы можем отсылать к своему личному опыту. То, что мы можем использовать слова, которые упрощают нашу речь: «это», «то» и все прочее.
– Когда я читал статьи, в которых используются техники конверсационного анализа, то запомнил, что в них большое внимание уделялось фиксации в транскриптах интервью пауз в ходе разговора, смеха и других невербальных реакций. В вашем случае все было устроено аналогичным образом?
– В данном случае речь идет скорее о фиксации и попытке объяснить, какую роль в коммуникации играют разные мелкие элементы и фрагменты речи, которые на первый взгляд кажутся незначимыми.
Например, при анализе диалогов с Siri можно заметить, что люди полностью избегают пауз, хезитаций (Остановка в речи, связанная с поиском соответствующего слова, грамматической формы. Часто сопровождается эканьем, использованием слов-паразитов. – Примеч. ред.) и повторов слов – совершенно нормальных структурных элементов в нашей повседневной речи. Допустим, сейчас я долго говорю и периодически мне, чтобы построить мысль, нужна пауза. Или, если я начинаю произносить некое высказывание, но понимаю, что я могу его лучше переформулировать, обрываю свою речь – это называется самопоправка – и продолжаю так, как мне бы хотелось ее завершить. Это возможно, когда я разговариваю с человеком, но невозможно, если я разговариваю с искусственной личностью, потому что она не может обработать самопоправки человека.