— Как можно развивать поле подобных исторических исследований? В данном контексте может ли стать исследователем обычный человек, например, житель того или иного дома?
— Да, конечно, любой человек. Именно поэтому у меня в конце книги есть раздел «источники» – там ссылки на все фонды, которые я использовал. Любой человек, у которого есть желание, который горит этим, сможет сделать не то же самое, что и мы, но он сможет найти информацию. Потому что нет ничего более волнительного, чем исследовать историю своей семьи, историю своего дома.
Мне нравится история локального волонтерского краеведения, когда люди сами издают газету о своей деревне (такие деревни есть в Ярославской области). Для этого не надо иметь исторического образования, эта информация доступна любому мыслящему человеку.
— Сейчас развивается тренд на изучение истории конкретного места – с чем он, на ваш взгляд, связан?
— Лично мне важно, когда мы с великодержавного, государственнического масштаба переходим на локальный: на конкретного человека, историю улицы, дома, историю повседневности и уходим от истории про царей, императоров, великие войны, прекрасных писателей и ученых. Российская история слишком долго была фокусирована на масштабных явлениях. Сейчас есть интерес не к локальной истории, а интерес к частному. Проекты «Прожито», «Дом на Большой Садовой», «Реликва», наш с Антоном проект. Сейчас выйдет замечательная книга про историю страны через историю одной квартиры и семьи, которая в ней живет. Это интересное явление, и я очень рад, что оно происходит в России.
— Давайте вернемся к научному сообществу. Каково быть этнологом, и что представляет собой этнология как наука сегодня?
— Это сложно сказать, потому что этнология имеет несколько названий: есть социальная антропология или культурная антропология, есть этнография, есть этнология. Это, на мой взгляд, немного ущербное разделение. Этнограф – это такой ученый 19 века, который описывает утварь, одежду, жилище экзотических народов. Безусловно, сейчас этим никто не занимается, наука сейчас совсем другая. А антрополог – это такой мыслящий человек типа Клиффорда Гирца, который говорит не столько о конкретном народе, сколько в целом о человечестве.
Я называю себя этнологом, потому что в России эта наука называется этнологией. Кафедра, на которой я работаю, называется кафедрой этнологии. В России антропология – это в первую очередь биологическая антропология, исследование черепа, разреза глаз и так далее. А я занимаюсь культурой, обществом. Этнология – это наука, которая исследует культуру, общество, процессы, которые происходят в этом обществе.