Чем занимается «Школа перспективных исследований» в тюмени?

16:39, 25 января 2018
ФОТО:  александра барановская
Что делать, когда написана диссертация? С кем сотрудничать, если родной университет не предоставляет площадки для исследований? Наша новая серия статей об исследовательских центрах и лабораториях должна помочь ответить на эти вопросы. Первый материал посвящен Школе перспективных исследований (School of Advanced Studies), которая открылась в сентябре прошлого года. 

О школе и её текущих проектах
 
Школа перспективных исследований (SAS) была открыта на базе Тюменского государственного университета. Исследовательский центр хотели создать с чистого листа: научно-преподавательский состав формировали заново, без контроля со стороны ТюмГУ. В SAS работают ученые из России и зарубежные исследователи (среди них Энн Малхолл, которая занимается сравнительным литературоведением, Анил Аба, который исследует неоклассическую экономическую теорию, и другие). Сейчас в Школе 16 сотрудников, руководители планируют увеличить штат на 15 человек. 

Школа сфокусирована на междисциплинарных исследованиях, а научные проекты не привязаны к отдельным кафедрам. Акцент сделан на гуманитарных областях знания: социологии и антропологии, истории, исследованиях культуры. При этом к работе также приглашаются специалисты по информационным технологиям и биологии. Этот подход отражает представления руководства SAS о том, где сегодня наиболее активно производится научное знание: на стыке социогуманитарных дисциплин, биотехнологий и IT

Исследовательская работа проходит в междисциплинарных коллективах. Исследователи-преподаватели могут вести авторские курсы в студенческих группах. Кроме того, в рамках Школы существуют бакалаврская и магистерская программы. В будущем обещают открыть и PhD.

Сегодня в школе работают над тремя проектами. Первый посвящен последствиям неолиберальных реформ. Вторая группа исследователей работает над вопросами свободы воли. Одна из основных целей – критически рассмотреть концепции свободы воли в рамках естественнонаучных подходов. Третий проект связан с отношениями господства, которые установились между человеком и материальным миром.

О приеме новых сотрудников

Катерина Селиховкина, академический советник SAS: «Мы продолжаем набирать преподавателей-исследователей в Школу. Сейчас принимаем заявки на участие в очередном конкурсе – мы собираемся принять на работу 15 человек. У нас есть годовые позиции постдоков, которых мы набираем в апреле – мае. Однако выпускники аспирантур могут претендовать и на обычные позиции преподавателей-исследователей (трехлетний контракт с возможностью продления)». Более подробно с требованиями можно ознакомиться по ссылке.

О постдокторантуре в SAS

Светлана Ерпылёва, преподаватель-исследователь: «В Школе перспективных исследований есть своя постдокторантура, у нас сейчас есть трое постдоков, в следующем году будет еще несколько. Но работа постдоков в SAS отличается от типичной работы постдоков в западных университетах. Обычно постдок работает над своим исследованием (или выполняет свою часть коллективного исследования центра, к которому он или она прикреплены), но редко взаимодействует с основным профессорско-преподавательским составом факультета. На мой взгляд, проблема западной постдокторантуры заключается в том, что у тебя много свободного времени на собственную исследовательскую работу, но ты оказываешься при этом плохо интегрирован в университетскую среду и предоставлен самому себе.
Постдокторант в SAS – полноправный член профессорско-преподавательского состава. Постдокторанты принимают полноценное участие во всех мероприятиях и встречах (как исследовательских, так и организационных) преподавательского состава, ведут занятия у студентов, могут читать собственные курсы по выбору».
О работе над исследовательскими проектами
 
Светлана Ерпылёва, преподаватель-исследователь: «В настоящий момент в SAS существуют три междисциплинарных исследовательских проекта. Я включена в работу одного из них, посвященного тому, как неолиберальные реформы, вызванные экономическими кризисами и политикой элит, влияют на поведение людей. Нас интересуют такие реакции на экономические трудности, как домашнее насилие, суициды, депрессия. 

Первые несколько месяцев работы мы обсуждали исследовательские интересы друг друга, для того чтобы сформировать нашу исследовательскую повестку. Мы смотрели на эти проблемы из разных дисциплин и изучали их по-разному: кто-то, например, – через работу с массивами статистических данных, кто-то – через интервью с живыми людьми, кто-то – через художественную литературу. Сейчас мы сформировали план исследования на ближайшие несколько лет и проводим еженедельные семинары, где каждый участник исследовательской команды представляет свой собственный вклад в проект и взгляд на общую проблематику, исходя из своей дисциплины».

О преподавании и курсах по выбору

Светлана Ерпылёва, преподаватель-исследователь: «Перед нами стоит непростая задача – с одной стороны, мы не должны замыкаться в рамках одной дисциплины, создавая курсы по выбору (зачем, например, будущему студенту-биологу слушать социологический курс?), с другой стороны, мы должны познакомить студентов с базовыми принципами разных дисциплин, для того чтобы спустя два года они смогли заново выбрать направление для своей специализации.
Мы стараемся уходить от узкоспециализированных "отраслевых" курсов, например, не предлагаем студентам слушать 5 видов "социологий" (социология науки, политическая социология, история социологии, экономическая социология…). Для наших авторских курсов мы выбираем какие-то важные и интересные проблемы – например, любовь, воспитание, вера, наука, политика – и пытаемся познакомить студентов с подходами к этим проблемам с перспективы разных дисциплин, но с акцентом на те дисциплины, где являемся специалистами сами».
О том, почему стоит работать в SAS
 
Олег Журавлёв, преподаватель-исследователь: «Школа перспективных исследований – это международная академическая площадка, а наши проекты – это часть глобальной науки. Другими словами, в академическом плане разница между Тюменью и "зарубежными центрами" не очевидна – с нами работают выпускники таких университетов, как Гарвард, Дьюк, Королевский колледж Лондона и т. д. Меня связывает множество общих проектов и других связей с учеными из Франции, США, Италии, Украины и т. д., и в целом мне нравится чувствовать себя как частью своей страны, работая в России, так и частью международной науки, работая в нашей Школе».