ANT и цифровая реальность: гетерогенность и контроверзы

интервью с социологом Николаем руденко

18:25, 14 АПРЕЛЯ 2017
Совсем недавно выложили в открытый доступ материалы онлайн-школы качественных интернет-исследований, организованной Московской высшей школой социальных и экономических наук, Высшей школой экономики и Клубом любителей интернета и общества. Онлайн-школа состояла из шести занятий, призванных помочь участникам провести собственное исследование: по антропологии, цифровой этнографии, историческое исследование, онлайн-интервью и исследование смешанными методами. 
   
Мы поговорили с социологом и преподавателем онлайн-школы Николаем Руденко о том, что дает использование ANT (акторно-сетевой теории) для изучения сферы цифровых технологий.

Множественные объекты в цифровых сетях
 
Сейчас меня привлекает одно из магистральных направлений исследований ANT, которое началось в сфере материальности и затем распространилось на сферу цифровых технологий. Это тема множественности.
Классический пример здесь – книга «Множественное тело» Аннмари Мол. (Аннмари Мол – голландский философ и антрополог из Университета Амстердама, автор акторно-сетевых и феминистских исследований тела, технологий и медицины. Перевод фрагмента книги Аннмари Мол можно прочитать здесь. – Примеч. ред.). Идея в том, чтобы разобрать, как конструируется некоторый гетерогенный объект. Необязательно физический объект. 

Например, есть исследование Дэниела Крейза о том, как функционируют современные политические кампании. Политическая кампания сегодня создается за счёт социальных сетей, которые в том числе форматируются под какого-то конкретного кандидата. Стратегия Трампа в этом смысле – не такая уж неожиданная: у Обамы тоже была «своя» социальная сеть. Цель исследования в данном случае – показать, опираясь на кейс одной из таких кампаний, как конструируется и мобилизуется новый «цифровой гражданин». Это происходит не напрямую, через раздачу политических брошюр, а с помощью приглашений на веб-сайты, ознакомления с определенными видами информации. То есть цифровой гражданин возникает как эффект действия различных опосредованных механизмов, в том числе цифровых технологий. Проект Крейза находится на пересечении ANT и фуколдианского подхода к изучению правительственности, который, на мой взгляд, является довольно плодотворным, поскольку цифровые технологии обладают широкими возможностями для внедрения контролирующих механизмов и систем обратной связи.
 
Концепция множественности и судьба самой многообещающей компьютерной игры
 
Мы сейчас с магистрантом Шанинки Александром Широковым делаем исследование о том, почему провалилась одна из самых многообещающих компьютерных игр 2016 года “No Man’s Sky”. Эта игра обещала бесконечную вселенную и возможность полёта по триллионам различных планет, которые генерировались абсолютно автоматически.
 
Мы хотим рассмотреть, как создавались множественные «медийные» версии игры, которые проектировались на разных площадках разными людьми с помощью трейлеров, интервью, обсуждений и т. д. Здесь были и любители фантастики, и любители компьютерных игр, и любители самого алгоритма генерации безграничной вселенной – и все они формировали определенные ожидания по отношению к игре.
 
Наша задача заключается в том, чтобы показать, как разные медийные версии этого объекта, с одной стороны, и с другой – вышедшая игра столкнулись друг с другом. Что получилось в результате такого «испытания сил», и как началось конструирование самой вышедшей игры как «неудачной».

Это как раз история о том, как конструируются и функционируют множественные, гетерогенные объекты и к каким последствиям это приводит. В отличие от Мол, которая прослеживала множественность объекта (болезни) этнографически в полевых условиях, мы опираемся на цифровые методы (как качественные, так и количественные) для того, чтобы выявить основных акторов, их собственные дискурсивные оформления игры, а также основные пункты споров.

Методические возможности ANT
 
Для начала надо сказать, что ANT – это не методологическая парадигма исследований. Пользуясь терминологией Нормана Дензина, ANT я бы отнес к онтологической парадигме. Это значит, что ANT направлена, прежде всего, на изменение нашего взгляда на мир: переописание мира через общий реляционный язык, в который можно включить и людей, и вещи, и идеи. Основателями этой теории, Латуром и Каллоном, в методологическом пане, к сожалению, было сделано очень мало.
 
Но именно в поле цифровых исследований ANT смогла предложить интересный, консистентный и хорошо проработанный методологический подход. Этого добились уже ученики и сотрудники Medialiab Латура в университете Sciences Po в Париже. Я имею в виду метод изучения контроверз [controversies], или спорных моментов. Однако в скобках отмечу, что, как показывает библиометрический анализ по базам Scopus или WoS, в этом поле по-прежнему преобладают вполне традиционные этнографические исследования цифровых технологий и интернета. Примеров использования метода анализа контроверз пока не так много.
 
Контроверза – это ситуация противоречия и напряжения между репрезентациями или дискурсами вокруг определённого объекта. Классический случай – это исследования изменений климата. Сегодня есть 90% учёных, которые уверены, что человечество влияет на изменение климата, что температура повышается, ледники тают и так далее. С другой стороны, есть 10% учёных, причем не менее известных, которые уверены, что это не так. Это бесконечное противоборство, и исследователи контроверз всё время открывают для себя его новые и новые этапы.
Изображение

Иллюстрация: Павел Бармин

Анализ контроверз на практике
 
Есть несколько вариантов реализации этого метода, для каждого из них разработаны свои специальные технологические решения и программы по сбору, структурированию и анализу данных. Я расскажу о том варианте, который подходит для нашего проекта.
 
Этот вариант был разработан итальянской студией Density Design, часть которой перешла сейчас в Medialab Латура. Они работают с контроверзами на дискурсивном уровне. Это значит, что у нас есть некоторый актор, есть высказываемая им позиция и есть отношение между этими позициями. Density Design сделали платформу под названием The Turtle Device для сбора и визуализации информации. Она агрегирует высказывания вокруг определённой темы, произведенные теми или иными акторами (обычно они качественно отбираются на начальном этапе, здесь есть доля субъективности). Высказывания наносятся на общую временную шкалу. И можно увидеть, когда актор А высказывался, допустим, против введения какого-то налога, актор B был с ним согласен и связал эту проблему с некоторым другим набором ключевых слов, актор С был с ними не согласен, он проблематизировал это по-другому и связал это с третьим набором ключевых слов.

Таким образом, этот метод, во-первых, позволяет увидеть отношения между дискурсами. Во-вторых, он показывает (что очень важно для контроверз и акторно-сетевой теории в целом) множественность позиций. Каждая проблематизация объекта, как пишет, например, Нортье Маррес, находится в своём собственном «топологическом» пространстве. Мы говорим, что изменение климата – это проблема и, прежде всего, результат действий человека, или мы говорим, что с изменением климата люди будут испытывать страшные негативные экономические последствия, если они не прекратят таяние ледников. Несмотря на то, что это два связанных события, они совершенно разные. За ними стоят разные логики (в данном случае – философская и экономическая), которые ведут к разным выводам и разными способам развития дискуссии, позволяют разным акторам принять участие в споре. Маррес подчёркивает, что мы должны замечать такую проблематизацию, которая открывает новый способ работы, на первый взгляд, с очевидным для нас объектом.
 
Возвращаясь к нашему исследованию интернет-биографии игры “No man’s sky”: мы используем тот же самый подход, мы смотрим на то, как сами пользователи, которые вступили во взаимодействие с этой игрой, пережили её, что они выделяют в качестве ключевой проблемы в нынешнем состоянии игры, а в чем видят её сильные стороны. Вот эти комментарии, рецензии, описания можно представить как набор позиций. Наша задача – объяснить, как эти позиции, приводящие к определенным проблематизациям и выделениям релевантных черт игры, менялись со временем, и как они переопределялись в ходе столкновения, в результате чего сложилось определенное представление об игре и в целом о возможностях космических безграничных автоматически-генерируемых симуляторов.
Статьи об исследованиях контроверз в цифровом пространстве, и зачем их читать
 
Venturini, T. (2010). Diving in Magm. How to Explore Controversies with Actor Network Theory. Public Understanding of Science, 19(3), 258-273
 
Это первая статья из серии методологических работ сотрудника Медиалаб Латура Томазо Вентурини, посвященных исследованию контроверз на основании акторно-сетевой теории. Статья демонстрирует цикл сбора данных и концептуализирует эти данные в соответствии с идеями позднего Латура: от «утверждений» (statements) акторов к космополитике (cosmopolitics), в которой все эти акторы обнаруживают некоторое совместное существование.

Стоит прочесть, чтобы понять, что такое анализ контроверз и какую роль особенности акторно-сетевой теории играют в создании новой методологии цифровых исследований.
 
Yaneva, A., & Heaphy, L. (2012). Urban controversies and the making of the social. Architectural Research Quarterly, 16(16), 29-36
 
Альбена Янева – бывшая студентка Латура, которая занимается исследованием архитектуры в университете Манчестера. В статье на конкретном эмпирическом примере – строительстве олимпийского стадиона в Лондоне в 2012 году – она демонстрирует, каким образом можно видеть, анализировать и картографировать разных акторов, которые влияют на организацию строительства определенного объекта в городе. Янева и ее студенты предлагают любопытную методологию работы с динамикой контроверз, в результате чего кристаллизуются отдельные важные блоки обсуждений, являющиеся наиболее релеватными для заинтересованной публики.

Читать надо, чтобы понять, каким образом можно методологически организовать сбор, анализ и визуализацию контроверз.
 
Marres, N. (2015). Why Map Issues?: On Controversy Analysis as a Digital Method. Science, Technology, & Human Values, 40(5), 1-32
 
Нортье Маррес – также ученица Латура, которая ранее работала с Ричардом Роджерсом в Университете Амстердама, а теперь разрабатывает подход Issue Mapping в университете Уорик. В статье Маррес предлагает типологию исследований в русле картографирования контроверз: демаркационный, дискурсивный и эмпирический анализ контроверз, а также демонстрирует применение последнего типа анализа на примере исследований ключевых тэгов Общемировой конференции по международным телекоммуникациям (World Conference on International Telecommunications) в Твиттере.

Прочитайте, чтобы увидеть различия в подходах к картографированию контроверз в интернете, а также ограничения, которые цифровые платформы накладывают на исследования.
 
Niederer, S.M.C Networked Content Analysis: The case of climate change
 
Статья Нидерера из Университета Амстердама – это конкретное эмпирическое исследование всемирно известных ученых, которые не верят в глобальное потепление и изменение климата. Автор использует анализ гиперссылок и картографирование контроверз, чтобы показать, какие из этих ученых наиболее влиятельны, на каких ресурсах они публикуются и что составляет их сеть коммуникации.
 
Стоит читать, чтобы увидеть полноценный эмпирический анализ методом картографирования контроверз.
Если вас заинтересовали исследования в области интернета и цифровых технологий, советуем не пропустить Вторую международную конференцию «Интернет по ту сторону цифр», которая пройдет 23–24 мая в Москве. Конференция организована Московской высшей школой социальных и экономических наук, Высшей школой экономики и Клубом любителей интернета и общества.