Сто лет назад автомобиль Форда перестроил городской ландшафт и поменял систему городского планирования. Скоростные магистрали стали каркасом и основой городов XX века. В США благодаря масштабной автомобилизации возникла субурбия – малоэтажная Америка пригородов, где живет большинство страны. Сегодня пришла очередь айфона и облачных вычислений. Смогут ли они столь же кардинально перевернуть привычный образ жизни?

Авторы книги Карло Ратти и Мэтью Клодел, имеющие опыт исследований того, как цифровые технологии влияют на городское пространство, рассказали, «что будет с нашими городами уже завтра». Кто-то думает, что в основе изменений городской жизни лежит именно технология, но в книге показано, что город может преобразовываться и благодаря спонтанным и нескоординированным действиям горожан. Инфраструктура «умного города» способна реагировать на поведение людей и их запросы – например, с помощью приложений, где каждый может пожаловаться на какую-то проблему, требующую внимания местных властей, или может оптимизировать потребление ресурсов (как частных – электричество, так и общественных – пропускную способность дорог).
 
«Город завтрашнего дня» – это манифест оптимизма по поводу будущего городов и его обитателей. Ратти и Клоделл очарованы потенциалом изменений, которые могут принести цифровые технологии в городское планирование и управление. Авторы используют метод проектирования, названный ими futurecraft (дословно «конструирование будущего»).
Суть futurecraft заключается в «использовании проектирования для систематического исследования и конструирования возможных вариантов будущего» не более чем на 10 лет вперед. Авторы, находясь вместе с читателем на границе современного технологического фронтира и не переходя его, разрабатывают правдоподобные сценарии того, как будет выглядеть город завтрашнего дня. Они экстраполируют современные условия и помещают себя, как проектировщиков, «в возможный контекст будущего с намерением осуществить или не допустить осуществления этого варианта будущего посредством общественного обсуждения».
По мнению Ратти и Клоделла, потоки информации, постоянный обмен данными и вовлеченность в него горожан – это столпы жизни в городе завтрашнего дня. Массовое распространение смартфонов за последнее десятилетие упростило коммуникацию между людьми. Непреднамеренным следствием этого стало то, что горожане начали по-другому потреблять городское пространство и спонтанно производить данные. Их поведение и образ жизни отражаются в оставляемых смартфонами геометках, что позволяет исследователям пересмотреть свое представление о том, как функционирует городской организм, и соответственно адаптировать процессы планирования и управления в городе.

С помощью метода futurecraft авторы предсказывают, что в ближайшем будущем:
 
  • пользователи-горожане будут участвовать в системе управления городским пространством. Авторы проводят аналогию с программным кодом и возможностью жителей переписывать «городской» код и «взламывать» мегаполисы с помощью специальных электронных приложений, построенных на принципах обратной связи;
     
  • «умный город» трансформируется в «чувствительный город», который не только решает управленческие задачи, но построен на взаимодействии горожан и цифровых систем. Это позволит учитывать мнения пользователей, оптимизировать городские процессы и включить жителей в систему управления городом;
     
  • оптимизация процессов и развитие технологий изменят планирование и строительство города. Жесткая инфраструктура автодорог, энергосетей и передачи знаний столкнутся с растущей экономикой совместного потребления. Мобильность, обеспеченная владением личного автомобиля, сто лет назад изменила городскую ткань и расчертила её хайвэями. В городе завтрашнего дня беспилотные автомобили изменят рынок перевозок и принцип обладания автомобилем. Вместо простаивания в течение большей части дня, машины будут использоваться в режиме нон-стоп и станут доступны каждому для оказания конкретной услуги (поездка от дома до дачи или на работу). Покупать для этого автомобиль не придется.
Изображение
Книга Ратти и Клоделла небольшого объема и позволяет лишь обозначить поднятые авторами проблемы. Поэтому дискуссии не получится, и критическую литературу привести не удастся. Но затронутые темы и примеры позволяют оценить возможности метода futurecraft и в общих чертах сформировать представление о текущих технологических трендах.
 
Книга будет интересна тем, кто никогда не сталкивался с этим направлением в урбанистике. Исследователи умных городов, или феномена цифрового города, вероятно, воспримут работу Ратти и Клодела как общее место.
 
Формат изложения – лишенный рефлексии – позволяет рассматривать книгу с точки зрения критики триумфалистского и техносциентисткого дискурсов, которые фокусируются на экономических достижениях городов и современных технологических возможностях, однако принижают значимость таких социальных проблем, как бедность, неравенство и исключённость. Авторы опускают проблемы власти в городе и права на город – скорее всего, намеренно, иначе это была бы другая книга. Тогда как она – про технологии и город. Это приводит к невозможности оценить последствия для горожан: будут ли они жить в приветливом «умном городе» или в «электронном концлагере», где за лозунгом о защите общего блага будет скрываться тотальная система социального контроля.
У метода futurecraft есть потенциал для изучения российских реалий. В Москве в систему городского управления активно внедряются технологии, упомянутые в работе Ратти и Клоделла: городские приложения «Активный гражданин», «Наш город», портал открытых данных или системы сплошного видеонаблюдения. Каждый после прочтения «Города завтрашнего дня» сможет разработать собственные сценарии будущего российских городов.
С книгой в любом случае стоит ознакомиться, но ограничиваться ею не стоит. Прочитайте, к примеру, изданную Институтом Гайдара работу Эдварда Глейзера «Триумф города» или уже ставшую классической книгу Вукана Вучика «Города, удобные для жизни» о проблемах городского планирования и транспортных системах. Городскому исследователю нужно помнить, что хотя технологии меняют наши города, жизнь в них по-прежнему определяет окружающий контекст: морфология городской застройки, улично-дорожная сеть, архитектура.

Антон Городничев

Эксперт Высшей школы урбанистики НИУ ВШЭ

Рекомендуем