Кстати, мотив о том, что функция этих памятников сейчас может быть информационной тоже звучал в ответах. То есть они стоят, чтобы мы помнили о том, что происходило.
Такая логика вызывает понятный протест у представителей более старшего поколения, для которых это не этап истории, а какая-то переживаемая вещь. Лучшей иллюстрацией этого была
дискуссия в библиотеке Достоевского. Но разделение идет не по линии преподаватели – студенты, а по линии тех, кто как-то идентифицирует себя с Советским Союзом (неважно, позитивно или негативно), и тех, для кого такая идентификация уже не является значимой. И это скорее возрастное разделение.
– Для меня попытка развести «политическую» и «историческую» составляющие личности Дзержинского является довольно странной. Что ты сам думаешь по этому поводу?
– Мне тоже несвойственно разделять эти вещи. Но во многом это и было интересным моментом в исследовании, так как необходимость это сделать вытекала из полученных нами данных. При этом если говорить о валидизации, хорошим фактом было то, что наши студенты-соисследователи, будучи во многом ровесниками наших студентов-информантов, когда мы обсуждали результаты, как раз не удивились им и говорили, что для них они оказались очевидными.
– А среди студентов-исследователей были историки?
– Нет. Основную часть, несколько неожиданно для меня, составили студенты факультета медиакоммуникаций ВШЭ. Они довольно активные ребята, плюс их еще довольно много среди университетского майнора по урбанистике, так что, возможно, дело в этом.
Для меня полученные результаты стали довольно существенным фактором, которые повлияли на мои представления о том, что с этим можно делать. Хотя первой реакцией, когда я увидел памятник на территории кампуса, конечно, были шок и желание что-то с этим сделать. Поскольку я и мои коллеги – представители чуть более старшего поколения чем студенты, то мы все так или иначе подходили к исследованию с этой идеей. Грубо говоря, мы хотели понять, как его можно убрать.
– Убирать же необязательно – можно сделать арт-объект или еще что-то.
– Разумеется. Речь о том, чтобы так или иначе лишить его статуса памятника. Мы как раз и спрашивали людей о том, что с ним можно сделать. Это важная часть исследования.
– И что люди отвечали на этот вопрос? Какие были варианты?
Предложения, что с ним сделать, очень хорошо раскладываются по пяти типам, что он такое
(про пять типов подробнее смотрите здесь – прим. ред.). Если он скорее такой объект, памятник сам по себе, то фигурировали довольно экзотичные варианты. Например, человек рассуждает об этом так: раз он напоминание, раз он информационный источник, то его нужно поставить в более людное место. И не потому, что этот информант сам любит Дзержинского, а потому что тогда больше людей увидят этот памятник, погуглят, кто это такой и, может быть, почитают что-то про репрессии и определятся политически. Был вариант с переездом в то место, которому этот памятник «больше подходит», например в Академию ФСБ. Конечно, такие варианты могут выглядеть странно, если мы не понимаем способ порождения этого мнения.
– Интересно, что памятник выкрашен в белый цвет, чтобы он более-менее сливался со стеной, на фоне которой он стоит. Люди как-то комментировали этот факт?
Мы обсуждали этот момент в рабочей группе: является ли он «стыдливо закрашенным» или нет. Нельзя понять отношение, пока не пообщаешься с людьми, но в интервью это не звучало.