Портрет поколения

О лонгитюде «Траектории в образовании и профессии»

12:00, 19 сентября 2016
 Уже несколько лет НИУ «Высшая школа экономики» вместе с Фондом «Общественное мнение» реализуют проект «Траектории в образовании и профессии», объединяющий несколько лонгитюдных исследований. Цель проекта – описать, как складываются образовательные, карьерные и личные истории учащихся и выпускников российских школ. Мы поговорили с Марией Озеровой, ведущим аналитиком проекта в ФОМ о том, какие задачи решаются с помощью лонгитюдов, как создается и поддерживается лонгитюдная панель.
О проекте
 
Проект «Траектории в образовании и профессии» стартовал в 2012 году, когда российских восьмиклассников, прошедших тестирование по анкетам TIMSS, пригласили принять участие в первой волне опросов. Выборка TIMSS стала основой для лонгитюда «Траектории в образовании и профессии». 

С 2013 года мы собираем данные об этой группе людей, фиксируем их надежды, устремления и планы. Каждый год задаем одной и той же группе серию вопросов, часть вопросов повторяется из года в год, другие меняются по мере взросления наших респондентов. Наша задача – описать причинно-следственные связи, в силу которых человек проходит тот или иной путь. 

Почему это важно? Перед системой образования общество часто ставит вопросы: каких специалистов и как готовить, кто требуется на рынке труда. Профессиональный мир переменчив и нестабилен. Сегодня (и это можно увидеть по результатам лонгитюдных исследований) человек не выбирает одну специальность на всю жизнь, а совершает несколько профессиональных проб. Пять – шесть подобных проб считается нормальной ситуацией. Где-то человек менее успешен, где-то более. 

В сфере образования человек принимает решения здесь и сейчас, а последствия этих действий проявляются лишь в отдаленном будущем.
Лонгитюдные исследования позволяют оценивать и изучать индивидуальные действия комплексно, охватывая всю картину целиком. Из года в год, обращаясь к одной и той же группе, мы можем определять механизмы принятия решений, выделять повторяющиеся сюжеты и создавать укрупненную типологию.
TIMSS – международное мониторинговое исследование качества школьного математического и естественнонаучного образования, проводится с 2003 года, в том числе в России.
Изображение

Электронный архив "Российская повседневность"

DPh14_Arch_Lesh_GalevYuA_1972_202_17

Именно поэтому лонгитюды – признанный метод изучения процессов, связанных с воспитанием, образованием, выходом на рынок труда, здоровья, старения и девиаций. 
Лонгитюд или точечный опрос
 
Лонгитюды, в отличие от традиционных опросов общественного мнения, ориентированы на решение масштабных, растянутых во времени задач. Если в точечных (или разовых) исследованиях можно обойтись силами одного аналитика, разрабатывающего методику опроса, то создать и поддерживать лонгитюд на протяжении нескольких лет может только большая команда исследователей.

Конечно, главная проблема подобных масштабных проектов – финансовая составляющая. Точечные исследования менее затратны, имеют сжатые сроки и довольно четкие задачи, тогда как в лонгитюдах на стадии проектирования зачастую даже не ставится конечная дата. Целесообразность продолжения лонгитюда зависит от того, сколько людей из первоначальной группы участников остается в проекте и актуальна ли еще тема исследования.

В традиционных опросах можно провести один замер, обнаружить его недостатки, исправить их и провести другой. В лонгитюдах уже на стадии проектирования должна быть сформирована постоянная панель участников, которых будут опрашивать следующие несколько лет. Аналогичная ситуация и с анкетой: она создается в самом начале и не может кардинально меняться от опроса к опросу. Тут кроется большая вероятность ошибки – можно не включить важный вопрос или упустить целый раздел. Мы не можем сильно менять методику измерения и, составляя анкету, должны быть уверены, что через пять лет эти вопросы будут все еще актуальны. 
Пополнять или не пополнять выборку?
 
В лонгитюде «Траектории в образовании и профессии» панель сформировали в самом начале, она остается неизменной на протяжении всего исследования. Каждый год мы находим и опрашиваем тех же бывших восьмиклассников, которые взрослеют, женятся, меняют фамилии, уходят в армию, переезжают, даже умирают. Оптика такого исследования позволяет в динамике рассматривать индивидуальные истории и отслеживать постоянные изменения каждого человека. Тем не менее происходит постепенное осыпание панели: с годами количество людей, оставшихся в исследовании, становится все меньше. 

 
Выборка может быть организована иначе, панель может пополняться новыми участниками. По этому принципу построен лонгитюд RLMS (прим. ред. – Российский мониторинг экономического положения и здоровья населения). Проект тоже ведет Высшая школа экономики. Идея этого исследования в том, что изучаются домохозяйства: в единую базу собирается информация о доходах и расходах, занятости, миграции, состоянии здоровья, планировании семьи и т.д. 
Лонгитюд RLMS – Российский мониторинг экономического положения и здоровья населения.
Алгоритм исследования
 
Поле в лонгитюдах – тоже особенное. В точечных исследованиях обычно задан объем выборки и правила отбора. Отказ одного конкретного человека не так страшен. В панельных лонгитюдах ценность каждого участника существенно выше, отказ панелистов от опросов может привести к потере информации о целой группе.

Каждый год мы обращаемся к людям, они должны как-то на нас реагировать, вспоминать о том, что являются участниками лонгитюда. Обязательно проводятся мероприятия для поддержания панели, например, розыгрыши призов, – тогда панелистам проще чувствовать свою идентичность. 
Обязательно проводятся мероприятия для поддержания панели, например, розыгрыши призов, – тогда панелистам проще чувствовать свою идентичность. В мировой практике есть разные инструменты, кто-то футболки, ручки с с символикой проекта дарит. Общепризнанным способом является денежное вознаграждение. 
В лонгитюде «Траектории в образовании и профессии», в этом году оно составляет 400 рублей. Для панелистов из некоторых регионов это достаточно существенная сумма. У нас были трогательные истории, когда мальчики в армии просили интервьюера перечислить деньги не ему, а его маме, потому что они ей сейчас нужнее. 
 
С другой стороны, есть ограничения подобных мероприятий: привязанность к проекту может стать фактором, влияющим на ответы респондента. Человек никуда не поступил, но для исследования расскажет, что поступил в МГУ. Стремление к социально желательным ответам может быть выше, если панелисту хочет нравиться интервьюеру и хорошо выглядеть в этом проекте. 

Изображение

Электронный архив "Российская повседневность"

DPh14_Arch_Lesh_GalevYuA_1972_202_16

«Квест» для интервьюеров 
 
Проект начинался с опроса face-to-face. Ребята были школьниками, и логично было опрашивать в школе: приходишь в класс, раздаешь анкету – и за два часа получаешь 25 анкет. 
Сейчас сложность этой панели состоит в том, что участники исследования школу уже окончили, нигде не локализованы в пространстве, меняют свои электронные адреса, указывают неверные телефоны. Проблема достижимости панелиста стоит крайне остро. Единственное место, где их можно найти, это соцсеть Вконтакте. Интервьюеры добавляют их в друзья, поддерживают контакт и даже с днём рождения поздравляют. Появились уже целые лайфхаки: как общаться с панелистами в социальных сетях, сколько и какие письма отправлять. Мы эту информацию обобщаем, систематизируем.

«...сначала пытаюсь зайти по ссылкам, которые есть в базе данных. Потом ищу тех, чьих электронных контактов нет в базе данных: просматриваю списки друзей найденных респондентов во Вконтакте. Если найти человека по фамилии не удаётся, задаю только имя (без фамилии) в разных вариантах: Александр, Саня, Саша, Санёк, или в латинской транскрипции. Это делается потому, что зачастую люди вместо фамилии пишут клички, прозвища. Кроме того, девушки, выйдя замуж, меняют фамилии. Выбираю всех друзей с подходящим именем, захожу на страничку каждого и ищу по дате рождения (число, месяц), сравниваю с базой данных…»
(Великий Новгород)
 
Из беседы с интервьюером, участвующим в проекте
Не каждый интервьюер способен справиться с такой задачей – это фактически управление проектом. Интервьюер должен оценить проблему, найти своих панелистов, уговорить вновь принять участие в опросе, квалифицированно опросить и удерживать этот процесс на плаву в течение нескольких лет. Понятно, что здесь интервьюеры – супергерои, спецагенты, детективы и пиарщики. 
«Что касается "в армии". Изначально мне показалось, что эту часть респондентов не получится опросить. Но в итоге получилось. Опять же спасибо мамам и папам. Родители дали новые телефоны, объяснили, когда лучше звонить. Да, это было 10–11 вечера, как правило, суббота или воскресенье... но разве это преграда?» 
(Ростов)

 
Из беседы с интервьюером, участвующим в проекте
Изображение

Электронный архив "Российская повседневность"

DPh14_Arch_Lesh_GalevYuA_1972_202_23

Ценность результата 
 
Каждый год мы измеряем один набор характеристик на одной и той же выборке. В реальном времени следим за тем, какие решения принимают участники проекта, к чему это приводит, как эти решения складываются в профессиональные и личные сценарии. 

Подводить итоги можно после проведения очередной волны. В каждой новой точке измерения появляется своя картина, которую можно сравнивать с предыдущей. Из года в год ценность исследования возрастает. А мы в итоге получаем портрет целого поколения. 

На данный момент проект «Траектории в образовании и профессии» включает 4 завершенные волны. Сейчас проходит пятая волна исследования. Доступ к данным всех волн является открытым и предоставляется по заявке на сайте проекта. 

Подробнее о лонгитюде «Траектории в образовании и профессии» можно прочитать на сайте НИУ «Высшая школа экономики».