О проекте Проект «Траектории в образовании и профессии» стартовал в 2012 году, когда российских восьмиклассников, прошедших тестирование по анкетам TIMSS, пригласили принять участие в первой волне опросов. Выборка TIMSS стала основой для лонгитюда «Траектории в образовании и профессии».
С 2013 года мы собираем данные об этой группе людей, фиксируем их надежды, устремления и планы. Каждый год задаем одной и той же группе серию вопросов, часть вопросов повторяется из года в год, другие меняются по мере взросления наших респондентов. Наша задача – описать причинно-следственные связи, в силу которых человек проходит тот или иной путь.
Почему это важно? Перед системой образования общество часто ставит вопросы: каких специалистов и как готовить, кто требуется на рынке труда. Профессиональный мир переменчив и нестабилен. Сегодня (и это можно увидеть по результатам лонгитюдных исследований) человек не выбирает одну специальность на всю жизнь, а совершает несколько профессиональных проб. Пять – шесть подобных проб считается нормальной ситуацией. Где-то человек менее успешен, где-то более.
В сфере образования человек принимает решения здесь и сейчас, а последствия этих действий проявляются лишь в отдаленном будущем.