— Изучая работу почты, вы уже несколько лет ездите с полевыми экспедициями в малые города России. Насколько, на ваш взгляд, изменения на уровне центрального аппарата затронули работу почтовых отделений в регионах?
— В экспедиции я езжу с 2014 года, и тогда, в самом начале, конечно, особых изменений не было. Сейчас прошло достаточно большое количество времени, но все равно, когда я спрашиваю людей об изменениях, самый частый ответ – это «да все по-старому». Хотя это «все по-старому» – как раз то, в чем, на мой взгляд, и нужно копаться. Если смотреть по формальным признакам, в организации и работе сотрудников изменилось очень многое: сам набор услуг и их оказание, внутреннее оформление и внешний вид отделения, программное обеспечение и товарный ассортимент – и это лишь доступные для наблюдения вещи. Словом, многое изменилось, но для сотрудников это зачастую повседневная рутина, над которой они не особо рефлексируют. Когда приходишь и спрашиваешь, а что у вас изменилось за последнее время, они выдают какие-то вещи вроде «планы стали другие по продажам», или «KPI стали выше», или «зарплаты стали меньше или больше» – то есть у них нет понимания, что существует некий глобальный тренд на изменения в организации. Я спрашиваю про какие-то каналы получения информации, о том, что происходит в организации и куда все движется. И люди отвечают, что да, у Почты России есть своя внутренняя социальная сеть, своя газета, рассылки, и на планерках им что-то рассказывают. Но все равно фоном происходящего служит рутина, и сотрудники в ней живут, их повседневный опыт и восприятие происходящего не так сильно меняются. Денег люди по-прежнему зарабатывают немного, текучка большая, а труд эмоционально и физически очень непростой. И в принципе, одно из самых частых объяснений, которое звучало, когда я спрашивала людей, почему все происходит так, как происходит, это: «Ну это же почта!»
— Скоро у вас должна выйти новая статья про российскую почту как раз с аналогичным названием. Чему она будет посвящена?
— В ней я продолжаю разбираться с историями и анализом драмы. Как за время работы, так и в рамках проведенных интервью у меня накопилось довольно большое количество историй, которые иллюстрируют происходящие изменения в организации и отношение рассказчиков к ним. Янис Габриэль, которого я уже упоминала, пишет, что есть классические типы историй в организациях: комическая, трагическая, эпическая и романтическая (она же сентиментальная), он также выделяет и смешанные типы. Пример эпической истории – это когда у вас есть сотрудник, который сталкивается с каким-нибудь конфликтом, неразрешимыми обстоятельствами, и в итоге находит из них выход.
Это лишь один из подходов, и часто дебаты ведутся на тему того, что в организации можно считать историей, а что – нарративом. Кто-то следует за теорией литературы, а кто-то обращается к интертекстуальности. Словом, здесь тоже нет консенсуса, но здорово, что можно посмотреть, каким образом организация рассказывает о самой себе, как она представляется и через какие слова и эмоции переживается. Все это я и пытаюсь анализировать.