– Но решение одних и тех же проблем в поле академической науки и в публичном поле – это, вероятно, два разных решения.
– Они не такие уж разные сегодня. Сегодня надо уметь решать проблему в публичной сфере и через нее: существовать в публичной коммуникации, формулировать свои идеи на доступном языке. Башня из слоновой кости рассыпается, академические монастыри повсюду во все более и более уязвимом положении. И повторюсь, это скорее хорошо. Традиционная академическая легитимация «дайте нам заниматься наукой и ничего у нас не спрашивайте» все еще жива, но это ненадолго.
При этом не стоит забывать, что даже будучи публичным ученым, ты должен оставаться исследователем, а не крикуном на площади. Необходимо обладать набором компетенций исследователя – ставить исследовательскую проблему, формулировать эту проблему на языке теории, выдвигать гипотезу, контекстуализировать проблему, сомневаться в том, что кажется само собой разумеющимся. Все эти навыки в первую очередь относятся к академической компетенции. Сейчас важнее другой вопрос: можно ли быть социальным исследователем, ученым, вообще не будучи академическим исследователем?
– Дискуссия открыта?
– Да, это под вопросом. Предположим, социальная наука завтра станет не нужна современным университетам и академиям или нужна только в той мере, в которой она поставляет полезную информацию управленцам в государстве и бизнесе. Сможет ли она существовать вне академии? Актуальность этого вопроса возрастает с той же скоростью, с какой падает легитимность академического знания. Ясно, что социальная наука научилась существовать как наука академическая, университетская, и ей так наиболее комфортно повсюду. С другой стороны, как я уже сказал, её легитимность в академии все больше под вопросом.
– В чем это выражается? Сокращается финансирование?
– Конечно. Это повсеместная история, хотя Россия в особо неблагоприятном положении, так как здесь наложились друг на друга реакционный тренд и неолиберальный. Но финансирование социально-гуманитарных наук сокращается во всем мире. Социальные науки смогут продолжать существовать в академии лишь в том случае, если они научатся удачно мимикрировать под естественные.
– Вы затронули отдельную тему – признание научного знания. Хотелось бы заострить вопрос: можно ли сейчас выделить ключевые стратегии легитимации социально-научного знания в публичной сфере?