«Человек считает, что идти к врачу для профилактики — это стыдно»

Как добровольное медицинское страхование помогает лучше заботиться о себе

14:23, 14 СЕНТЯБРЯ 2017
ФОТО:  ИЛЛЮСТРАЦИЯ: ПАВЕЛ БАРМИН
Студентка факультета социальных наук НИУ ВШЭ, стажер-исследователь Лаборатории экономико-социологических исследований НИУ ВШЭ Анна Соколова рассказывает, почему россияне решают приобрести полис добровольного медицинского страхования, и делится опытом командной работы в рамках курсового проекта.

— Медицинское страхование – тема, на первый взгляд, далекая от социологии. Почему вы решили заняться ей в качестве курсового проекта?

— Меня тема социологии медицины интересовала курса с первого. А на третьем была проектная курсовая, нас было четыре человека, и мы сошлись на том, что нам интересна эта сфера. Cтали накидывать темы по социологии медицины. Темы были самые разные: в наш фокус попадали то врачи, то пациенты. И вот мы решили сосредоточиться на пациентах. Тему предложила моя коллега Мария Терно: почему люди покупают страховку, у нас же вроде госздравоохранение?

Тема страхования в социологии возникает не впервые, достаточно вспомнить работу Вивианы Зелизер, которая очень интересно писала про страхование жизни. Тема оказалась новой, потому что мы решили рассматривать ее с точки зрения обладателей полиса ДМС (добровольное медицинское страхование. – Примеч. ред.). 

— Над проектом вы трудились вчетвером – наверное, сложно было организовать совместную работу. Как вы разделили обязанности?

— Порой было тяжело собрать все соображения и идеи, которые возникали по ходу работы. И я бы сказала, что для нас это было довольно сложно потому, что наша тема в России и с точки зрения потребителя не очень изучена. Иногда мы ходили в тумане, как ёжики.

В нашей команде Ольга Лещенко исследовала стратегии и практики заботы о себе, изучала, как они встроены в ДМС. Мария Терно занималась вопросом страховой культуры в России. Лариса Атаян – структурами потребления, проверяла, нет ли в них мотива мошенничества, который мы подозревали. Я изначально занималась отношением к здоровью у обладателей полиса ДМС, но потом перешла к теме потребительского эмпаурмента. Это комплексное понятие, которое связано с повышением информированности потребителя и большей предприимчивостью в вопросах выбора. Эта идея у меня появилась уже на этапе анализа данных, когда я заметила, что в нарративах часто звучат фразы «я стал чувствовать себя человеком», «мне кажется, у меня есть право на медпомощь». Категории «у меня появилось право», «я могу», «я человек» меня очень заинтересовали, и я пошла искать, как это можно описать.

— Что послужило теоретической базой для вашей работы?

— Когда мы стали читать литературу по этой теме, обнаружили интересную типологию, которую предложил Роберт Витч. Он выделяет четыре типа взаимоотношений между врачом и пациентом: контрактный, патерналистский, инженерный и коллегиальный.

Инженерная модель – это когда человеческое тело, как робот, которого нужно починить. Никаких личных волнений. Это довольно утопический взгляд, потому что тема здоровья у нас сензитивная, и безусловно, на поведение влияют социальные отношения. Нельзя сказать, что человек абстрагирован по отношению к собственному здоровью.

Коллегиальная модель предполагает, что врач и пациент абсолютно равноправны, они коллеги. Однако существует асимметрия информации, врач как специалист всегда знает больше пациента, поэтому говорить о полном равноправии и статусе коллег врача и пациента в условиях реальности, на наш взгляд, не совсем разумно.

Патерналистской модели свойственно, что врач – это фигура отца, который берет на себя много власти, принимает решения о лечении пациента, не всегда информируя его.

Контрактная модель предполагает, что составлен четкий контракт по оказанию услуг в сфере здравоохранения, которому следуют врач и пациент. У пациента есть права и обязанности, у врача есть права и обязанности, каждый вступает в эти отношения, имея на руках определенные карты. И мы увидели параллели между двумя последними типами отношений и системами страхования, которые сейчас доминируют в России: это ОМС (обязательное медицинское страхование. – Примеч. ред.) и ДМС.

— И в чем эти параллели проявляются?

— Государственная система здравоохранения обещает всем бесплатную медицину, поэтому возникает необходимость распределения ресурсов помощи. Эту функцию берет на себя государство, и на месте это врачи.
А в системе ДМС, наоборот, люди сами заключают контракт и знают, на что они имеют право и при каких условиях, обладают большей информацией. Собственно, даже с формальной точки зрения ДМС – это и есть контракт, а ОМС дается каждому гражданину РФ как право на медицинскую помощь.
Изображение

ИЛЛЮСТРАЦИЯ: ПАВЕЛ БАРМИН

— Вы обнаружили какие-то различия между пользователями ДМС и ОМС?

— У нас была небольшая выборка, мы делали полуструктурированные глубинные интервью с двадцатью обладателями ДМС. Постарались их максимально диверсифицировать по способу получения: на месте работы, на месте работы родственника, самостоятельное приобретение и так далее. Даже по оплате существует определенная диверсификация: работодатель может полностью оплачивать полис ДМС, предоставлять скидку или просто какие-то выгодные условия. Мы постарались это максимально охватить, и получилось так, что отличий внутри этой диверсификации, например, между людьми, которые сами купили полис и которым он достался на работе, более существенны, чем между обладателями ДМС и необладателями ДМС.

— А в чем отличие внутри этих групп?

— В России страховая культура не находится на достаточно высоком уровне.
Когда человек получает полис ДМС на месте работы, он иногда просто не знает об этом, и вспоминает, что надо достать полис и прочитать хотя бы условия контракта, только когда нужно, например, к стоматологу. А те, кто покупают полис сами, конечно, выбирают более выгодные предложения, рассматривают это как инвестицию в собственное здоровье и, разумеется, более внимательно относятся к условиям договора. В этом основное различие.
— Получается, что само наличие ДМС еще не влияет на стратегию заботы о своем здоровье?

— Сложно говорить о влиянии, но мы выяснили, что ДМС не воспринимается как основа стратегии заботы о здоровье. ДМС – это удобный инструмент, который повышает шанс, что человек обратится в поликлинику при недомогании или за профилактикой. Это важно, потому что существует представление, которое как раз связанно с патерналистской моделью, когда человек считает, что у него нет власти, что идти к врачу для профилактики – это стыдно, это значит быть ипохондриком, нытиком и вообще тратить время доктора зря. Когда заключен контракт ДМС и человек знает, что у него оплачена возможность сходить на консультацию, даже если у него ничего не болит, он чувствует право обратиться к врачу.

— В курсовой работе вы пишете, что в России существует некий образец заботы о здоровье. Не могли бы вы подробнее про это рассказать?

— Этим вопросом занималась моя коллега Ольга Лещенко, но я могу рассказать про отношение к здоровью, которое служит основой для стратегии заботы. У нас в выборке достаточно много молодых людей, которые думают, что сейчас, в 20–25 лет, им рано бережно относиться к здоровью, а вот когда им будет 30–40–50, тогда они и начнут заботиться о себе. Мотивы изменения отношения к здоровью, которые были в нарративах, – это практически всегда какие-то шокирующие тяжелые события, например, смерть близких. Основные типы отношения к здоровью – это несознательный тип, который свойствен юности, и вынужденная забота о себе, когда у человека уже существует серьезная проблема со здоровьем и ему просто приходится соблюдать какие-то рекомендации.
Изображение

ИЛЛЮСТРАЦИЯ: ПАВЕЛ БАРМИН

— Вы заметили, что в вашей выборке оказалось много молодых людей. С чем это связано? Может, люди старшего возраста хуже осведомлены о возможности получить ДМС?

— Безусловно, у нас прошло смещение выборки по возрасту. Когда мы будем дорабатывать исследование, сделаем акцент на людях среднего возраста. Но то, что люди старшего возраста менее осведомлены, действительно находит отражение в нашей выборке. Пенсионер в ответ на вопрос, как вы начали пользоваться ДМС, стал говорить о полисе ОМС, который был выдан при возникновении государства РФ.

— Вы могли бы описать портрет человека, осознанно приобретающего полис ДМС?

— Это человек с негативным отношением к ОМС, это и является основным мотивом приобретения полиса. Человек сталкивается с тяжелым эпизодом в системе ОМС (лично или на опыте близких), либо у него просто накапливается усталость от некачественного сервиса, очередей и так далее. Тогда он подходит осознанно к выбору ДМС: он информирован, рассматривает для себя разные предложения, смотрит на те услуги, которые нужны именно ему, приобретает полис и расценивает его как инвестицию.
В нарративах обладателей полиса ДМС, которые сами его приобрели, звучит более ответственное отношение к собственному здоровью. Решение о приобретении полиса диктуется не только опытом негативного взаимодействия с системой ОМС. Скорее это люди, которые хотят более качественно заботиться о своем здоровье и избирают именно такой путь, – хотя он, конечно, не единственный.
— А у вас есть полис ДМС?

— Нет, у меня нет полиса ДМС, у меня есть мама врач. Кстати, мы с Олей Лещенко писали на втором курсе работу по личностному доверию к здравоохранению в Москве, это была такая небольшая попытка количественного анализа данных (безусловно, с маленькой выборкой и смещением). И мы, в числе прочего, пытались понять, есть ли связь между наличием врача в ближайшем окружении человека и тем, насколько он доверяет лично врачам и системе здравоохранения в целом. В нарративах наших информантов звучал мотив, что фигура друга-врача или родственника-врача всегда во главе, потому что тут очень сильно личностное доверие, которое не перебить, например, контрактами. Даже если близкий человек – врач непрофильной специальности, обращаются к нему в первую очередь.

Получается, что у меня очень высокий уровень личностного доверия к врачу из ближайшего окружения, я просто передаю вопросы о моем здоровье члену профессионального сообщества. Хотя знаете, после этого исследования, после знакомства с эмпаурментом я задумалась о приобретении полиса ДМС.